Российская империя
На придворном балу, когда маркиз де Кюстрин рассматривал гостей, к нему подошел Император Николай I.
«- Вы думаете что всё это — русские?
- Конечно, Ваше Величество…
- А вот и нет! Это – татарин. Это – немец. Это – поляк. Это – грузин, а вон там стоят еврей и молдаванин.
- Но тогда кто же здесь русские, Ваше Величество?!
- А вот все вместе они Русские!»
Российская империя как большая семья
Российская империя строилась как большая семья, где не было деления на метрополию и завоеванные колонии (колоний не было вообще). Присоединенные к империи народы входили в нее равноправными участниками громадного российского оркестра.
Интересный факт: как-то Александр Грибоедов предложил Императору проект создания Российской Большой Закавказской компании по возделыванию тропических фруктов. В качестве образца предлагалось ориентироваться на практику работы Ост-Индской компании. Этот малоизвестный сегодня бизнес проект обещал сделать Грузию наконец-то прибыльной для бюджета, но…
Николай I отклонил его по единственной причине – как превращающий Грузию в банальную стопроцентную колонию.
С точки зрения общепринятой в мире «имперской» логики – бессмыслица!
Но вот такая «ненормальная» Империя была эта Россия…
Империя, которая не желала иметь колоний…
«Российская империя не была империей Русского народа, она была империей Русского пространства, — пишет Феликс Разумовский. – В этом пространстве империи нет ни чужих ни изгоев, там все люди – свои, все – братья».
Во всех западных империях обычным делом в колониях был голод. В том числе в невероятно богатой Индии, где до британцев голода не было никогда. Конечно, раджи, так же как и британцы взимали налоги, но устанавливали их в зависимости от урожая. А британцы не стали утруждаться и просто установили ежегодный налог, который раньше полагался только в самые урожайные годы. В результате голод стал привычным явлением. Каждый год британского владычества, с 1850 по 1947 год в Индии умирало от голода около миллиона человек. Голод распространился по Индокитаю, богатейшему острову Ява, Африке, Мадагаскару и двум Америкам.
Российская империя такого голода не знала никогда. Иногда неурожай в Великороссии заставлял ввозить хлеб из других областей. Не потому, что русские имеют какое-то право на урожай в нерусских провинциях, а потому что именно сейчас они нуждаются в помощи. Намного чаще было иначе: хлеб из Великороссии вывозился в Поволжье, среднюю Азию, Северный Кавказ или Закавказье. Нет ни оной области в которой вспыхнул бы голод после включения ее в состав России.
В Российской империи деление на метрополию и остальные территории очень условно. Современный британский историк Доминик Ливен признает – «В России же из-за ее сухопутного характера было сложнее провести разграничение между метрополией и периферией». Метрополии европейских империй жирели от своих колоний. А русская метрополия часто оказывается не в лучшем, а в худшем положении.
Народы и Российская империя
Присоединенные к Империи народы не переживали национального унижения. Каждая земля и каждый народ продолжали жить своей традиционной жизнью. Для империи важна была лояльность подданных и готовность выполнять свои обязанности (которые, напомним, существовали одновременно с гарантией обеспечения защиты и стабильности со стороны империи). Этого империя требовала и за отсутствие этой готовности наказывала. Но совершенно обычным было существование своего права и своих традиций.
Сохранилась история о том, как принимали присягу трое аборигенов из Забайкалья. Специально для них приехал шаман из бурятского аила. Он устроил натуральное камлание (пляска с бубном и вызывание духов). Причем армейское начальство не смеялось, все было совершенно серьезно. Потом шаман совершил какие-то странные манипуляции над краюхами хлеба, причем привлек к этому действу самого полковника, командира того полка в котором предстояло служить сибирским инородцам. По языческим понятиям, полковник становился с того момента для новобранцев не только «военным начальником», но так же отцом, шаманом и прямым воплощением их бурятского божества на земле на ближайшие 25 лет службы. Этим и объясняется серьезность отношения русского армейского командования к подобным обрядам. Светская присяга, наложенная на языческий ритуал и тысячелетнюю религиозно-боевую традицию обеспечивали беспрекословную дисциплину. Это было одной из причин того искреннего фанатизма, с которым шли эти говорящие на ломанном русском, порой странно выглядящие татары, башкиры, калмыки, адыги, буряты и т.д. в лобовую, на картечь, на французские батареи. Шли умирать, за никогда не виданного ими Государя-императора с таким диким натиском что внушали европейцам полусуеверный ужас.
Вернемся к присяге.
Тогда, по указанию шамана полковник накалывал кусок хлеба на саблю. Принимавшие присягу зубами, без помощи рук снимали эти куски с конца сабли, съедали их и, подняв правую руку, на своем языке клялись в верности Российской империи. Так выглядел обряд присяги именно для этих призывников.
Мусульманин приносил присягу на Коране и с участием муллы. Буддист при участии священника из дацана и соответствующих атрибутов.
Не могло быть и речи о том, чтобы солдата заставили хоть в чем то поступиться принципами своей веры. Сама мысль, что мусульманина могут накормить кашей со свиным салом, была бы для солдата Российской империи совершенно дикой.
Показательно будет сравнить два таких похожих исторических случая.
Когда индийские пропагандисты рассказали сипаям, что англичане используют в ружейной смазке коровий и свиной жир (а напомним, в Индии корова – священное животное, плюс к тому, в Индии много мусульман), это послужило искрой для начала самого страшного в истории британской империи восстания в колонии.
В 1917 году агитаторы-большевики (видимо начитавшись инструкций по диверсионной пропаганде в армии) рассказали солдатам «Дикой дивизии», что патроны смазывают свиным салом, горцы-мусульмане «надавали» агитаторам по шеям, приговаривая что врать тоже надо уметь.
Использованы цитаты из книги В.Р. Мединского «О русском рабстве, грязи и тюрьме народов»
Предыдущая статья Диктатура на авторитете – Монархия
Прочность государства равна уровню авторитета власти. Чем больше авторитет, тем прочнее конструкция. Это объясняется тем, что большой авторитет позволяет действовать сообразно ситуации, а не сообразно уровню народного понимания. Авторитетной власти не нужен популизм. Она воспринимается народом так, как дети воспринимают отца.
10 окт. 2014 г. в 01:09
Вьетнам
Как по мне, так лучше, чтобы говорили хотя бы немного, но хорошего...можно даже посмертно)))))))
Каждому свое...)
8 окт. 2014 г. в 21:49