Любить как бы стыдно и спросить о любви стало неприлично. О том, что украл, убил, солгал — прилично, а об этом — нет. Без позитива. А может быть, слово «любовь» просто пугает? Ведь каяться — это стать не таким, как Каин. Это взгляд в прошлое. А слово «любить» обращено в будущее. Оно очень значимо для русского человека.
Им не бросаются. Сказать «люблю» — это принять на себя жизнь и судьбу любимого. Сказать «люблю» Богу — это значит, как с головой в омут, жить нараспашку, любя Бога, людей и зверей. А это страшно. И невыгодно.
Зачем же апостолы разошлись по лицу земли на верную смерть и муку? Потому что они, как сказала прицерковная бабушка, любили делать назло судьбе то, что не нравится? Может, они были мазохитсты, и им нравились страдания? Нет!
Из Деяний апостолов:
И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?
А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется
Почему они были как пьяные? Вино — это костыль радости. А в них вошла сама радость. Радость эта была небывалой силы. Сила этой радости потрясла их. Они пошли во все концы вселенной на голос этой радости, имея только одну цель — преумножить ее и поделиться. Ей нельзя не поделиться. Она давит душу, когда принимается только в одно лицо. Она умножается, когда ей делятся.
Это про эту радость любви говорил Христос самарянке.
Евангелие:
— Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Имеется в виду, что из нашего сердца потекут потоки живой воды, которые напоят и наше сердце, и сердца ближних.
Потекли ли? Правда ли, что из нашего сердца рекой льется счастье, которого хватает нам настолько, что нам просто необходимо поделиться Его избытком?
Это неправда. Мы вечно недовольны собой, семьей, работой. Осуждать друзей — любимое занятие. Пророчествовать о судьбах правительства, мира — любимый недостаток. Нас можно узнать, потому что большинство из нас — скрытые психи.
Мне иногда очень жаль детей, которые крестятся в младенчестве. Они не узнают, как Дух Святой приходит в бурном дыхании и наполняет сердце вином любви. Дары останутся, но не будет этого дня, который так остро переживали апостолы. Потому что крестные делают вид, что учат Символ веры, а родители обманывают, что они христиане. Я заношу после крещения мальчиков-младенцев в алтарь и говорю им:
— Ну, брат, здорово! Хотел бы я знать, что видит твоя душа в алтаре. Может Силы небесные, а может самого Христа. Да жалко, все ты это забудешь. Но говорю твоей душе и ангелу-хранителю: «Христос воскресе!»
Думаю, наши ангелы-хранители улыбаются.
«Если на сердце нет радости», — говорит праведный Иоанн Кронштадский, — «значит, там прилег дьявол».
Мой друг сдает квартиру студентам. Студенты как студенты. Живут в складчину. Он их спрашивает:
— Куда поедете на каникулы? По домам?
— Нет.
— В Крым?
— Нет.
— А куда?
— В Ярославскую область.
— А что там такое?
— Дом престарелых. Мы уже много лет ездим туда на все лето.
— !!!!!!!!!!!!!
— Да, брат они ездят не в Ярославскую область. Они ездят в гости к Богу.
С виду не православные. Девушки без длинных темно-синих юбок, без платков. Ребята без бород и черных рубах. У них нет на груди иерусалимских крестов и иконостаса из ладанок и медальонов, но они узнали эту радость, которая вошла в мир благодаря Богу и апостолам. Они приняли и узнали это вино любви. Они влюбились в Бога. Они узнали эту радость, и они уже никогда с ней не расстанутся.
произошло перформатирование природы человека, обновление программы и «железа». То, что раньше давалось как штучный дар великим избранникам: пророку Илии, Давиду, Аврааму — ради народа, дается теперь каждому христианину лично. Любому. Если только он захочет взять.
В Троицу произошло событие вселенского масштаба уже не с отдельным народом, а с каждым любящим Бога — была изменена природа человека. Бог поставил людей перед дверьми Рая другими, чем они были.
Но потекли ли из нашего сердца реки живой воды? Говорим ли мы как апостолы о Христе на языке тех людей, с которыми нас сводит жизнь? Или мы, как называют нас мусульмане, «люди книги» — читаем, молчим и покупаем свечи?
Приняли ли мы дары Духа Святого и узнали ли вино радости? Или все время канючим и жалуемся? Если так, то Праздник Троицы — не наш праздник. Он праздник апостолов, этих московских студентов, живущих на квартире, христиан, живущих на всю катушку ради Христа и своих ближних.
Возможно, смерть еще далеко от нас. Но что смерть! Пустое — закрыл глаза и через мгновение вновь откроются очи души. И скажет Бог:
— Вот я тебе дал праздничную одежду, где она.? Как ты вошел на брачный пир в одежде, испачканной злобой, жадностью, блудом, лицемерием, убийством, воровством? Зачем ты порвал ее? Зачем ты ее выбросил?
Не потому так спросит, что Ему жалко даров. А ради удивления о нашем счастье. Он не только дары, самого Сына принес в жертву. Потому что любит. И праздник Пятидесятницы — праздник Его любви к нам, милующей и глубокой.
Священник Константин Камышанов
23 июн. 2013 г. в 15:59
Россия, Москва
Погрузитесь в эту реку,
Смойте краски боевые,
Смойте с пальцев пятна крови,
Закопайте в землю луки,
Трубки сделайте из камня, -
Тростников для них нарвите,
Ярко перьями украсьте,
Закурите трубку Мира
И живите впредь как братья
Песнь о Гайавате.
20 июн. 2013 г. в 19:24