На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской

Встреча с батюшкой.

Братья и сестры! В субботу в храме Живоначальной Троицы в Кожевниках ( м. Павелецкая, 2-й Кожевнический переулок, д. 4, стр. 6), где батюшке в курсе нашего статуса, проходят встречи со священниками, в 17 часов служба и исповедь.
При храме действует общество трезвости «Трезвение» и проходит ряд различных встреч, мероприятий, а также совершаются молебны и паломнические поездки.
Для тех, кто по тем, или иным причинам не может присутствовать на службе ( проживание в другом городе, пребывание в МЛС, хворь, не дай Бог, и другие причины) - можно писать имена тех, за кого надо помолиться, на этот адрес molebenhiv@yandex.ru. При написании имени рядом пишите пожалуйста крещен человек или нет.

Страничка храма в контакте.

http://vk.com/club73665808

Сайт в интернете.

http://kozhevniki.cerkov.ru/

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ.

http://kozhevniki.cerkov.ru/raspisanie-bogosluzhenij/


Реабилитация LIVE
Телефон Центра реабилитации для зависимых «Реабилитация LIVE» при храме Живоначальной Троицы в Кожевниках:

Телефоны горячей линии:
8 (968) 712-3030; 8 (800) 600-1693


Центр «Реабилитация LIVE» организован Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению и Благотворительным фондом святого праведного Иоанна Кронштадтского при поддержке Фонда президентских грантов.

Это единственный в столице бесплатный негосударственный проект амбулаторной реабилитации, с помощью которого как мужчины, так и женщины смогут получить помощь — независимо от гражданства, места регистрации и вероисповедования.

Адрес: 2-ой Кожевнический переулок, 4с2




Канал КАТЕХИЗАТОР просто, доступно и интересно о сложном.
Может ещё кому пригодится, и будет полезно и интересно.
Поделитесь)

Рекомендую!

https://www.youtube.com/channel/UC99BesLreLoZX_Fj0clCufw?app=desktop


Иисус Христос. Жизнь и учение. Сериал.



Плей лист по ссылке.
https://www.youtube.com/playlist?list=PL66DIGaegedo3Y7pgMUyfiENCRdT0JyOx


Рай истинный и ложный.

Передача на радиостанции Радонеж с участием настоятеля храма Живоначальной Троицы в Кожевниках отцом Олегом.

http://radonezh.ru/radio/2015/11/26/23-00.html

Дай Бог веры, надежды, любви, добра, мира в душе, здоровья, счастья и благополучия!





Сайт общества трезвости Трезвение

http://живитрезво.рф

Центр реабилитации для зависимых и телефоны горячей линии помощи наркозависимым: 8-800-600-16-93, +7 (968) 712-30-30

https://www.protivnarko.ru/










СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Вот крайне важная к прочтению Книга. Она очень маленькая. Всего чуть больше двух десятков страничек, и так и называется.
http://www.blagovest-moskva.ru/item9306.html

Скачать скан можно отсюда
http://hram-anevskogo.prihod.ru/files/2013/06/smisl_zhizni_cheliveka.pdf





О СМЫСЛЕ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ И БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/pervieshagi05.htm





Замечательная настольная книга.
Рекомендую.
Алфавит духовный старца Паисия Святогорца.


Замечательный сайт!
АЗБУКА ВЕРЫ. Очень много материалов. Рекомендую.

https://azbyka.ru




Рекомендую к просмотру!

По ту сторону земной жизни 1 ч.

https://youtu.be/tnTs_ITA6T4

По ту сторону земной жизни 2 ч.

https://youtu.be/VRseWOFdW-4


МЫТАРСТВА. Рассказ иеромонаха Романа Кропотова,читает автор

https://youtu.be/94NlE657I7Q





О ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ БЕСЕДА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО С НИКОЛАЕМ МОТОВИЛОВЫМ

https://youtu.be/TDMxfAnlyXg





Выступающим за аборты на заметку!

http://www.matrony.ru/geroi-mediciny-raport-akusherki-iz-osvencima/

Как на родившихся детей влияют аборты их родителей? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

https://youtu.be/gALWn9hvI3s






Зачатие ребенка.
Потрясающие видео формирования ребенка

https://youtu.be/fesbv9T03ag




Много интересного и полезного. В том числе о молитве по соглашению.

https://православный-болгар.рф



ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ КУРСЫ

Место проведения: актовый зал Сретенской духовной семинарии.

По понедельникам. Начало в 19:00.



Расписание занятий доступно на общей странице Православных просветительских курсов.

Здесь также можно найти ссылки на видео уже состоявшихся встреч.

http://www.pravoslavie.ru/74480.html


Подать требы онлай.

Сретенский монастырь.

https://monastery.ru/bogosluzhenie/podat-zapisku2/

Псково-Печерский.

http://ppm.pravoslavie.ru/

5 книг которые необходимо прочесть каждому христианину. Протоиерей Олег Стеняев

https://youtu.be/O7Zl2Rptc5M


P.S

Крестьянин и Лошадь

Крестьянин засевал овес;
То видя, Лошадь молодая
Так про себя ворчала, рассуждая:
«За делом столько он овса сюда принес!
Вот, говорят, что люди нас умнее.
Что может быть безумней и смешнее,
Как поле целое изрыть,
Чтоб после рассорить
На нем овес свой по-пустому?
Стравил бы он его иль мне, или гнедому;
Хоть курам бы его он вздумал разбросать,
Все было б более похоже то на стать;
Хоть спрятал бы его: я видела б в том скупость;
А попусту бросать! Нет, это просто глупость».
Вот к осени меж тем овес тот убран был,
И наш Крестьянин им того ж Коня кормил.
Читатель! Верно, нет сомненья,
Что не одобришь ты конева рассужденья;
Но с самой древности, в наш даже век,
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей,
Не ведая его ни цели, ни путей?

И.А. Крылов

1830 г.

ДОМ на КАМНЕ, 44 мин, режиссер Евгений Крылов.



https://youtu.be/7__oCjVF1Z0



Призыв!

https://youtu.be/PGoZwfqRWuo

28-08-2015 18:17
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь. 10 июля 2019. Петров пост. Праведная Иоанна мироносица

https://youtu.be/59BL56BKp9w

11-07-2019 00:39
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь. 11 июля 2019

https://youtu.be/59BL56BKp9w

11-07-2019 23:59
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
ДЕНЬ ПАМЯТИ СВВ. ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА 29 ИЮНЯ / 12 ИЮЛЯ


День памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня / 12 июля    

О святых апостолах Петре и Павле

Святые славные всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел

Протоиерей Андрей Ткачев. Первоверховные. Три урока от двух апостолов

Диакон Павел Сержантов. На самохвальство не похоже

Владислав Томачинский.Речь Апостола Павла в Афинах как образец проповеди нецерковному миру

Диакон Павел Сержантов. Послание апостола Петра… к пастве апостола Павла

Сергей Мазаев. Апостол Петр: идущий по волнам. Часть 1-я

Проповеди

Священномученик Фаддей (Успенский). Слово в день святых апостолов Петра и Павла

Митрополит Николай (Ярушевич). Апостольские уроки

Митрополит Филарет (Вознесенский). О Царствии Небесном

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Слава Божия. Слово на всенощном бдении накануне дня празднования святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Иеромонах Симеон (Томачинский). Проповедь в праздник святых апостолов Петра и Павла

Иеромонах Симеон (Томачинский). Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Иеромонах Арсений (Писарев). Слово в день памяти апостолов Петра и Павла

Вопросы священнику

Иеромонах Иов (Гумеров).Почему день святых апостолов Петра и Павла 12 июля?

Библейские события

Библия, изложенная для семейного чтения.
Послания апостола Павла

Библия, изложенная для семейного чтения.
Апостол Павел в Риме

Библия, изложенная для семейного чтения.
Третье апостольское путешествие Павла

Библия, изложенная для семейного чтения.
Второе апостольское путешествие Павла

Библия, изложенная для семейного чтения.
Заговор иудеев против Павла

Библия, изложенная для семейного чтения.
Труды апостолов. Первое путешествие Павла

Библия, изложенная для семейного чтения.
Благовестническое путешествие апостола Петра

Библия, изложенная для семейного чтения.
Обращение Савла

Храмы

Елена Лебедева. Церковь святых апостолов Петра и Павла в Петровско-Разумовском

Владимир Бурега. Из истории русского православного храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах

Паломничества

Священник Афанасий Гумеров. Москва – Бари – Рим. Дорога – У святителя Николая – У римских святынь – Собор Святого Петра – Базилика Святого Павла

Священник Афанасий Гумеров. Рим – Бари – Москва. Снег на Эсквилинском холме – Собор в Латеране – Святая лестница – Авентин – Катакомбы – Город – Колизей – Праздник – Помпеи – Возвращение

Мария Шургина.Путешествие по Италии в июне 2006 года. Путевые заметки. Часть 1

https://pravoslavie.ru/30755.html


12-07-2019 23:49
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь 12 июня 2019. Преподобный Исаакий Далматский (383)

https://youtu.be/HRj0N76BriM

12-07-2019 23:50
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь. 13 июля 2019. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

https://youtu.be/e6U9TnBFH6k

13-07-2019 23:59
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь 14 июня 2019. Мученик Иустин Философ и другой мученик Иустин, и иные с ними(166)

https://youtu.be/FMFe-imgwSo

14-07-2019 23:57
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь. 15 июля 2019

https://youtu.be/r3xTzdTv-QU

15-07-2019 23:58
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь. 16 июля 2019. Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский

https://youtu.be/QvPmol9Az6g

16-07-2019 23:59
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь. 17 июля 2019. Святитель Андрей, архиепископ Критский

https://youtu.be/r7mIPZGTprQ

17-07-2019 23:52
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО


Преподобный Сергий Радонежский

Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля — воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392).

Житие


Артемий Ермаков. Сергий Радонежский, преподобный всея Руси

Житие преподобного Сергия Радонежского

Новые чудеса преподобного Сергия

Часть 1. Истории лаврских насельников

Часть 2. Истории архимандрита Илии (Рейзмира)

Часть 3. Истории священников

Часть 4. Несколько больших историй мирян

Часть 5. Короткие истории мирян

Статьи о преподобном Сергии

Протоиерей Владислав Цыпин. К вопросу о дате рождения преподобного Сергия Радонежского

Диакон Павел Сержантов. Дело преподобного Сергия

Ольга Глаголева. Игумен всея Руси

Сергей Чесноков. Земной победы небесное основание

Татьяна Пономарева. Как боролись с памятником преподобному Сергию

Василий Писаревский. В память о славе Куликова поля

Вера Пак. Образы русских святых в современной ростовской финифти

Троице-Сергиева Лавра и другие храмы

Анатолий Горяинов. Птенцы и паломники гнезда Сергиева. ФОТОРЕПОРТАЖ

Монашеское братство Аввы Сергия. Воспоминания некогда лаврского благочинного, ныне митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (Березовского) о Лавре 1970-1980-х гг.

Варницкий монастырь как памятник преподобному Сергию. Интервью с архимандритом Силуаном, наместником Троице-Сергиева Варницкого монастыря

Владислав Дятлов. Киевские пути преподобного Сергия

Рассказы

Евдокия Варакина. Подарок от преподобного

https://pravoslavie.ru/31224.html

Сергий Радонежский. Земное и небесное. Документальный фильм

https://youtu.be/HLdnk4161Gg

18-07-2019 23:32
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
ПОДАРОК ОТ ПРЕПОДОБНОГО


Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий был одним из первых святых, которых я полюбила в период воцерковления. Прочитала его житие, купила нательный образок и стала его носить. Даже, помнится, молилась ему, чтобы он стал моим небесным покровителем. Потом эта горячая привязанность как-то отошла, в мою жизнь вошли другие святые, но образок я по-прежнему носила.

Когда я училась курсе на пятом и была чтицей в нашем храме, в день памяти прп. Сергия наша старшая уставщица, послушница Татиана вдруг подарила мне какой-то сладкий подарок (кажется, брусочек халвы), поздравив меня с «профессиональным праздником». На мое удивление пояснила: «Ну как же, ведь прп. Сергий – покровитель учителей, а ты же будущий учитель». Я недоуменно хмыкнула: вот уж кем я не собиралась становиться, так это преподавателем.

В конце моей учебы в аспирантуре, когда мы с духовником день ото дня все яснее понимали, что диссертацию я, скорее всего, не сумею написать никогда, батюшка благословил меня ежедневно читать прп. Сергию акафист. О том чуде, которое после этого случилось, я уже писала в другой статье («Как я защитила кандидатскую диссертацию»). Однако прп. Сергий дал мне больше, чем я его просила: по рекомендации заведующего той кафедры филфака МГУ, на которой я защищалась, меня позвали преподавать в Свято-Тихоновский Университет. Так я, неожиданно для себя, стала тем самым учителем…

Пока я ждала второго ребенка, я была уверена, что буду преподавать и дальше. Но когда нашему Алешику исполнился месяц, я начала сомневаться. Такой маленький. Такой беззащитный. Ну куда я от него денусь? Внутренне я была уже готова отказаться от своей преподавательской деятельности. Но в конце августа зачем-то взяла да и прочитала снова акафист прп. Сергию. Просто так. Уже не как «профессиональному покровителю», а просто из любви к этому святому.

А на следующий день мне позвонили из моего вуза и предложили с почасовки перейти в штат, на четверть ставки. Пообещав, что большая часть моей нагрузки будет не лекционная, а «удаленная»: написание статей, проверка студенческих работ и т.п. Духовник благословил соглашаться, если муж будет «за». Муж был не просто «за», он был очень рад и обещал гулять с Алешиком под окнами лекционной аудитории.

Так преподобный Сергий оставил меня преподавателем.

Но сегодня мне хочется рассказать о другом. О маленьком подарке, который недавно сделал мне прп. Сергий.

Когда мы полгода назад продали московскую квартиру и купили на эти деньги загородный дом, я не думала, что это будет так больно: уехать от своего храма, от своей приходской общины, в которой я уже почти десять лет. Мне казалось, что мы, в общем-то, никуда не уезжаем: от нашего нового места жительства до родного храма в выходные дни (когда на дорогах нет пробок) – полчаса езды.

Но все-таки на каждую службу так не наездишься, с двумя детками-то. Особенно если две важных службы в день (как было, например, недавно: с утра воскресная литургия, а вечером всенощная на Воздвижение Креста). А на Покровскую литургию, которая в этом году выпала на четверг, мы добирались целых полтора часа, неожиданно попав в большую пробку. Приехали к Херувимской и в итоге причастили только малышей, хотя и муж, и я тоже готовились. Стало ясно: нужно искать какой-то храм рядом с домом, а в родной приход ездить раз… ну два раза в неделю. Все это понятно – а в душе все рвется, и ни в один местный храм идти не хочется: они все ПРИХОДСКИЕ, там везде дружная храмовая семья – и это ЧУЖАЯ семья, вокруг ЧУЖОГО духовника…

Замкнутый круг. Мои слезы. Растерянность мужа. И в момент очередных бесплодных споров вслух – мое затаенное: «Вот если бы рядом с нами был монастырь! Тогда это было бы не заменой нашего храма, а просто его дополнением… Там нет прихода… Там монахи – и когда на них смотришь, вспоминаешь жития, вспоминаешь святых отцов, вдохновляешься на несение своего креста…». Муж только вздохнул: «Ну где ж я тебе монастырь возьму?»

Надо сказать, что, когда мы искали дом, то вначале просматривали все те подмосковные местности, где рядом есть монастыри. Но ничего подходящего для нас, по тем или иным причинам, не нашлось. А в том месте, где мы в итоге купили дом, никакого монастыря нет. Зато есть приходской храм, куда со всей Москвы и Подмосковья ездят, потому что там известный батюшка служит. Но оказалось, что мне от этого только хуже: это не НАШ батюшка… это не НАШ приход… И все сначала.

… С того разговора (ничем не закончившегося) прошло несколько недель. Мои мальчишки переболели какой-то инфекцией. И вот, наконец, настало время выводить их на улицу – первый раз после болезни. Муж на радостях предложил пойти в лес. Расспросил соседей: ближний лес малышам не очень подходит, а вот если проехать на машине всего несколько километров, то там такая красота! Неописуемая!

Я немножко поупиралась (опять детей куда-то тащить…), потом мы собрались и поехали. В расчете на долгую прогулку с малышом я положила в коляску молитвослов, псалтирь и акафист преподобному Сергию – следующий день был днем его памяти. Когда мы уже выезжали на шоссе, я с надеждой предложила: «А может, лучше на помазание?» Мне так хотелось попасть на службу – после двух недель вынужденного затвора из-за болезни детей! Но муж настойчиво повторил: «Мы едем В ЛЕС. Гулять и дышать свежим воздухом».

И мы действительно до него почти доехали. До леса. Но вдруг заметили возвышающийся среди крыш домиков купол с крестом и, наперебой со старшим сыном, стали жалобно просить папу зайти туда хоть на минуточку… Поставили машину, вышли, долго не могли найти дорожку, которая ведет к самому храму, бродили по храмовой территории… если можно так назвать то, что постепенно открывалось перед моим изумленным взглядом. Казалось, мы попали в какую-то сказку. Большой старый сад. Извилистые тропинки, ухоженные деревья, какие-то кустарники и посадки, скошенная трава… Лейки, ведра, лопаты… И пахнет фермой. Тут лошади? Потом оказалось – нет, коровы и козы. Вот, наконец, дорожка к храму. Идем по ней, притихшие, удивленные… и приходим к пасеке. Ульи огромные и расписные – на каждом пейзаж с церквушечкой. Стоят эти ульи на двух лужайках по бокам от храма. А у самого входа в церковь сидит пушистый кот… Вбок от храма уходит еще одна дорожка, ведущая к каким-то могильным надгробиям… Под ногами шуршат опавшие с деревьев листья. Игнат, не дождавшись нас, уже бежит по полянке, загребая ногами листву… Просто сельская идиллия. И ни одного человека вокруг.

Меня отпустили в храм посмотреть, что там сейчас происходит. Я зашла и замерла у порога. Шла всенощная. Пели «радости» акафиста преподобному Сергию. Я тихонько стояла и вбирала в себя уют и тепло церковной службы. Это был не мой храм – но первый раз за последние полгода от этого не было внутреннего противления, не было этого беззвучного крика: «Это ЧУЖОЕ! Я хочу домой! Я хочу в мой родной храм!». Я прислушивалась к себе и удивлялась: мне было хорошо. Я была дома.

Потом я начала осматриваться. Светлый, уютный храм, неспешное, размеренное пение – и… монахини. Много монахинь. И послушниц. И всего несколько старушечек в мирской одежде.

Это был не сон. Это была не сказка. Оказалось, что это был скит. Настоящий скит одного далекого женского монастыря. С настоящими монахинями. С настоящими службами каждый день (а иногда – и два раза в день).

Словом, это был самый настоящий монастырь, о котором я мечтала. Монастырь – в десяти минутах езды от нашего дома. Куда можно ездить в те дни, когда по каким-то причинам не получается доехать до родного храма.

С тех пор мы уже были там несколько раз: стояли на службе, причащали малышей… Но в душе все не проходит удивление от этого драгоценного, неожиданного подарка, который сделал мне преподобный Сергий на день своей памяти.


Евдокия Варакина

Омилия

http://www.pravoslavie.ru/42273.html


Новые чудеса преподобного Сергия

Часть 1. Истории лаврских насельников

http://www.pravoslavie.ru/72195.html


Часть 2. Истории архимандрита Илии (Рейзмира)

http://www.pravoslavie.ru/72213.html


Часть 3. Истории священников

http://www.pravoslavie.ru/72246.html


Часть 4. Несколько больших историй мирян

http://www.pravoslavie.ru/72280.html


Часть 5. Короткие истории мирян

http://www.pravoslavie.ru/72302.html


Сергий Радонежский. Чудеса

https://youtu.be/yPy5lWzhIHk

18-07-2019 23:37
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
КИЕВСКИЕ ПУТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ

Источник: Православие в Украине

18 июля Церковь празднует обретение мощей прп.Сергия, игумена Радонежского.Предлагаем читателям прогуляться во времени по древней Киевской Руси и увидеть, как связана она с «игуменом земли Русской».




***

«Имя преподобного Сергия Радонежского сияет никогда не меркнущим светом на русском небе, торжествуя над временем», – справедливо утверждает историк Георгий Федотов («Святые Древней Руси», 1931). Сегодня сложно представить себе какой-либо из освоенных русичами регионов без церквей в честь прп. Сергия, а имя «Сергий» остается весьма распространенным на этих землях. Что же касается «Матери городов Русских», то с «игуменом земли Русской» ее связывают не только храмы.

Побратим

Прп. Сергия ставят в один ряд с первоотцами монашества Руси – прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. Историк Евгений Голубинский писал («Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра», 1909): «Во главе многочисленного сонма русских подвижников стоят три великих… преподобные Антоний и Феодосий Печерские и преподобный Сергий Радонежский».

Почему? Да потому, что когда «прошла первая оторопь после погрома» от монгол (выражение Федотова), прп. Сергий сделал для зарождающейся России то же, что прпп. Антоний и Феодосий для юной Руси: возродил полузабытое высокое монашеское подвижничество в виде пустынничества и общежительства, вернул огрубевшим от ужаса перед Ордой русичам веру в возможность их искренней жизни по Евангелию (без которой внешняя верность обрядам не гарантирует душе благородства).

Как тут не вспомнить: основанную прпп. Антонием и Феодосием Киево-Печерскую Лавру называли «архимандрией всей Русской земли», а прп. Сергия – «игуменом земли Русской». Кстати, основанная им Свято-Троице-Сергиева обитель второй на Руси – после Киево-Печерской – удостоилась титула Лавры (1744), а произошло это при назначении ее наместником будущего свт. Иоасафа Белгородского (Горленко) – внука гетмана Украины Даниила Апостола, уроженца Прилук на Черниговщине, выпускника Киево-Могилянской Академии, инока Киево-Межигорского и Киево-Братского монастырей, затем настоятеля Мгарского монастыря под Лубнами на Полтавщине.

Однажды Георгий Федотов подметил: «Открываются в обители св. Антония и Феодосия два потока духовной жизни: один – пещерный, аскетико-героический, другой – надземный, смиренно-послушный, социально-каритативный. Их корни восходят к святым основателям». Оценив это наблюдение, автор книги о прп. Сергии в серии ЖЗЛ Николай Борисов добавил: «В разные периоды жизни Варфоломея-Сергия на первый план выступало то «антониевское», то «феодосиевское» начало. Он словно соединил в себе особенности этих двух характеров».

Согласно «Житию», в миру прп. Сергий носил имя Варфоломей, будучи крещен в 40-й день от рождения. Отсчитав 40 дней назад от дня памяти св. ап. Варфоломея (одного из 12-ти) – 11 июня, – мы получим 3 мая, т.е., день памяти (преставления) прп. Феодосия Печерского по Юлианскому календарю («старому стилю»). На это совпадение, – в силу всего сказанного выше, – также трудно не обратить внимание!..

Друзья познаются в беде




Широко известен трудный для прп. Сергия эпизод, когда при введении в его обители общежития, он обнаружил наличие «оппозиции». Вместо того, чтобы «твердой рукой навести порядок», кроткий игумен незаметно ушел из монастыря – дабы братия не делилась из-за него на «партии». Прп. Сергий направился к одному из тех, кого называют его «собеседниками» – прп. Стефану Махрищскому.

«Житие» прп. Стефана создано во второй половине XVI в. на основании сведений, записанных современниками этого подвижника. Оно сообщает, что прп. Стефан родился и вырос в Киеве, принял постриг в Печерской обители и трудился в ней несколько лет, а затем удалился в Москву, где правил князь Иоанн Иоаннович. Причиной ухода из Киева «Житие» называет притеснения со стороны католиков. Однако сведения о католических притеснениях в годы правления Иоанна Иоанновича (1353-1359) – это анахронизм, так как лишь с 1385 г. Литва, в состав которой с 1362 г. входил и Киев, приняла католическую веру как привелигированную в сравнении с православной.

Можно предположить, что уход прп. Стефана был связан со смутами среди православных киевлян, имевшими место как раз в середине XIV в. В то время, периодически посещая свой кафедральный город, титулованные митрополиты Киевские и всея Руси проживали в Москве. Пользуясь этим, в 1352 г. в Киев прибыл митрополит Феодорит, получивший сан от патриарха Тырновского, вопреки воле патриарха Константинопольского, и жил, «разбойнически и насильственно владея Киевом». После Феодорита в Киеве попытался утвердиться в 1354 г. митрополит Литовский Роман, но «не приняше… его кияне».

Что же касается житийной версии о причине переселения прп. Стефана, то она, вероятно, возникла под впечатлением от трудной межконфессиональной ситуации, сложившейся в Литве ко времени составления «Жития» (тем не менее, слова церковной службы, касающейся ухода подвижника из Киева – «Якоже Лот Содома древле, латынскаго зловерия избежав, аки в Сигор, в Московскую землю, крепко соблюдающую истинное правоверие, пришел еси», – остаются верными в богословском смысле: прп. Стефан покинул Южную Русь, над которой в годы его земной жизни нависла угроза окатоличивания, и немало потрудился на духовной ниве в Северной Руси).

Иоанн Иоаннович предложил прп. Стефану выбрать для проживания любой монастырь города, но тот предпочел отшельничество и уединился в урочище Махрище в 85 км к северо-востоку от Москвы и 33 км к востоку от обители прп. Сергия, уже ставшей знаменитой. (Здесь вновь впору вспомнить еще одно замечание Г.Федотова о Радонежском святом: «Большинство святыхXIV и начала XV века являются его учениками или «собеседниками», то есть, испытавшими его духовное влияние… Справедливость требует указать, что новое аскетическое движение пробуждается одновременно в разных местах, и преподобный Сергий как бы возглавляет его»). Позже к пустыннику стали стекаться искатели иноческой жизни. Поначалу он не позволял им селиться возле него – дорожил безмолвием. А затем уступил их просьбам. Так возник Махрищский монастырь, посвященный, как и Сергиева обитель, Святой Троице. По примеру прп. Сергия, прп. Стефан ввел у себя общежительный устав.

Трогательна была встреча прп. Сергия и прп. Стефана у ворот Махрищского монастыря: взаимно кланяясь до земли, оба подвижника долго не вставали, – каждый ожидал благословения от другого, пока, наконец, Радонежский игумен, как гость, не решил уступить и подняться первым. По просьбе прп. Сергия прп. Стефан дал ему одного из своих иноков, чтобы тот помог найти уединенное место в окрестных лесах. При этом Махрищский игумен сказал другу: «Ничтоже есть в монастыре сем, еже возбранено тебе».

Основав новую Киржачскую обитель, прп. Сергий вернулся позже, по усиленным просьбам оставленной им братии и по благословению митрополита, в свой первый монастырь. Прп. Стефан почил 14 июля 1406 г.

Три святителя

К «собеседникам» прп. Сергия принадлежали также три Киевских митрополита: свтт. Алексий, Киприан и Дионисий. Последний был только возведен в сан, но не успел занять митрополичий престол, и потому вошел в историю как Дионисий Суздальский – по названию епархии, которой управлял до возведения в митрополиты.

История отношений прп. Сергия с этими подвижниками непроста, но показательна: она отрезвляет того, кто, читая «Жития» святых, по неопытности вообразил, будто описываемое происходит на другой планете или в некий «золотой век».

Всех Киевских митрополитов волновала трагедия распада Руси на уделы и частых усобиц между удельными князьями, а также неспособности князей объединиться даже после монгольского порабощения. После нашествия монгол два выдающихся князя – Даниил Галицкий и св. блгв. Александр Невский – выразили своими действиями два подхода к «монгольской проблеме»: первый на время признал над собой власть хана, но начал формировать коалицию с католическими соседями для свержения ордынского ига, второй решил покориться ханам всерьез и надолго, чтобы при их покровительстве отбить удары с католического Запада.

Даниил победил ордынское войско, но следом внезапно пришло другое, которому оказалось нечего противопоставить, – и князь в обмен на мир вынужден был снести укрепления городов Галиции и Волыни. Победа Даниила была достигнута без прямой помощи католических союзников, но дипломатический тыл на Западе был отчасти обеспечен согласием князя принять корону короля от папы Римского. Хотя позже Даниил прекратил контакты с папой, «католический эпизод» его дипломатии послужил причиной того, что Киевский митрополит Кирилл III уехал в Северную Русь и стал более близок к св. Александру Невскому: первосвятитель знал, что православный Константинополь еще не оправился от католического 4-го крестового похода, а монголы, в отличие от папы, не требовали от русичей перемены веры.

В 1300 г. в Киеве произошли какие-то печальные события, которые не описаны в деталях, но известен их итог: «не стерпя насилья татарскаго», преемник владыки Кирилла митрополит Максим уехал во Владимир-на-Клязьме, а «весь Киев разбежася». Преемник владыки Максима свт. Петр окончил свой земной путь в Москве, где правил князь Иван Калита – жесткий правитель, сумевший добиться от Орды права самому собирать для нее дань и обеспечивший Руси долгую передышку от монгольских вторжений.

Отношение к Калите было двояким: его ненавидели и уважали одновременно. Сегодня многие обвиняют Киевских святителей: как они могли оставить Киев и войти в соработничество с князьями, обеспечившими Москве путь к господству над Русью? Признаюсь честно: я бы вообще уклонился от оценок. Могу лишь благодарить Господа, что не жил в то время. Ясно, что любой простой русич, чью дочь уводили в монгольский гарем, мог ненавидеть князей проордынской ориентации. Но так же ясно и то, что после входа крестоносцев в Царьград в 1204 г. и нападения шведов и немцев на Северную Русь в 1240-х гг. владыка Кирилл имел право сомневаться в «западных проектах» Даниила. Ясно и то, наконец, что Калита мог подать свт. Петру надежду на прекращение вековых усобиц, от которых в первую очередь страдал простой люд.

И каждому из святителей тот или иной выбор, – уверен, – давался очень непросто. Что бы делал любой из нас на их месте? Давно ли – в советское время – мы роптали на сплошные дефициты, забывая, что колоссальные деньги советская империя расходует на ядерный щит?

По стопам свт. Петра пошел и свт. Алексий. Он стал воспитателем внука Калиты – св. блгв. Димитрия Донского. Когда Литва присоединила Южную Русь (1362) и увидела, что свт. Алексий останется верен Москве (как первоиерарх, он посещал Киев, но, вместе с князем Димитрием продолжал участвовать в начатом Калитой «собирании Руси» вокруг Москвы), то стала требовать у Константинопольского патриарха поставить отдельного Киевского митрополита. Им стал свт. Киприан.

Думая о преемнике, свт. Алексий вызвал к себе на беседу прп. Сергия. Эта встреча тоже весьма знаменита: со стороны кроткого игумена последовал твердый отказ взойти на митрополию. По просьбе свт. Алексия и великого князя, прп. Сергий, как парламентер, не раз посещал других удельных князей – для примирения их с Москвой и ради избавления народа от братоубийственных распрей. Но всегда возвращался к зажженному им на Маковце светильнику, вокруг которого Русь согревалась душой. Растущая сила Москвы, сама по себе, не вернула бы людям веру, если бы не зажегся этот светильник. Понимая это, прп. Сергий остался верен своему деланию…

После кончины свт. Алексия (1378) князь вызвал из Коломны уважаемого им за ученость архимандрита Михаила, или, как его называют летописи, Митяя. Это произошло вопреки воле почившего владыки и совету прп. Сергия, который рекомендовал избрать на митрополию свт. Дионисия Суздальского – устроителя общежительных монастырей, покровителя летописания.

Одновременно в Москву направился свт. Киприан. Зная, что в Константинополе считали раздел митрополии вынужденным и временным, он надеялся восстановить ее единство. Но, зная также, что его права могут быть оспорены князем, послал с дороги письмо прп. Сергию с извещением о своем приезде: это была скрытая между строк просьба о поддержке перед лицом Димитрия. Прп. Сергий не вмешался, по-видимому, понимая, что это ничего не изменит: слишком велико было желание князя видеть новым митрополитом своего кандидата.

Свт. Киприан был арестован и выдворен из Москвы. Он написал прп. Сергию новое послание, в котором упрекнул игумена за невмешательство: «Не весте ли, яко грех людьский на князи, и княжьский грех на люди нападает?.. Аз бо славы не ищу, ни богатства… А смирения и съединения церковнаго желаю и христианьскаго». Игумен ответил свт. Киприану письмом, которое восстановило их добрые отношения.

Тем временем князь предложил собору русских епископов возвести Митяя во епископа. Однако еще до собора Митяй позволил себе одеваться в митрополичьи одежды и властно распоряжаться во дворце свт. Алексия. Его карьеризм стал очевиден. Поэтому на соборе свт. Дионисий Суздальский выступил против Митяя и заявил, что расскажет о его поведении патриарху. Опасаясь, что свт. Дионисий уедет в Константинополь, князь взял владыку под стражу…

Предвижу вопрос читателя, который не раз слышал за 25 лет: «Как после всего этого могли причислить князя Димитрия к лику святых?» Ответить можно было бы так: как человека, «полагавшего душу за други своя» на Куликовом поле, св. Димитрия чтили на Руси еще задолго до канонизации в год 1000-летия Крещения Руси (1988). Что же касается его трагических ошибок, то подобное случается и в жизни святых, ибо Свят в абсолютном смысле только Господь, а святость людей проявляется постепенно и в разной мере (канонизация есть лишь указание на яркий пример).

Теперь прп. Сергий не мог оставаться в стороне: родной земле и ее народу грозило падение в тяжкую духовную смуту, князь явно превысил свои полномочия и нарушил каноны. Игумен потребовал освободить свт. Дионисия. В ответ Димитрий хотел гарантий невмешательства в дело Митяя. И свт. Дионисий дал слово, назвав своим поручителем прп. Сергия.

Но выйдя на свободу, Суздальский владыка вскоре через Орду поспешил в Константинополь: он был убежден, что все-таки должен спасти митрополию и князя от ошибки. В столицу Византии отправился и Митяй. Он умер в пути, и сопровождавшие его послы добились поставления в митрополиты ехавшего в их числе архимандрита Пимена. Когда весть об этом дошла до князя, он был разгневан и пригласил в Москву свт. Киприана, а вернувшегося в 1381 г. Пимена арестовал (позже он был отпущен).

Находясь в Константинополе, свт. Дионисий удостоился возведения в архиепископа. Во врученной ему патриархом грамоте говорилось: «Мы нашли его достойным всякой похвалы, видели пощение и слезы его, молитву и милостыню, – все, чем обозначается духовный Божий человек».

В 1382 г. свт. Дионисий вернулся на Русь и примирился с князем. В том же году Москву сжег хан Тохтамыш, а свт. Киприан, переехавший накануне в Тверь, впал за это в немилость князя и вновь был вынужден уехать в Киев.

Князь отправил свт. Дионисия в Константинополь для поставления на митрополию. Оно совершилось, но на обратном пути свт. Дионисия задержал удельный Киевский князь литовской династии Владимир Ольгердович. Находясь под стражей, свт. Дионисий почил 15 декабря 1386 г. «и положен бысть в Киевьской Печере великаго Антониа и Феодосиа» (источники XVII в. сообщают, что позже мощи владыки перенесли в основанный им Вознесенский Печерский монастырь в Нижнем Новгороде).

После кончины св. князя Димитрия (1389) свт. Киприан вернулся в Москву и управлял единой митрополией до конца земной жизни (1406). При этом он, как и его преемники до свт. Ионы включительно, посещал Киев и кафедральный собор Святой Софии, Премудрости Божией.

Храмы и приделы

Почитание памяти прп. Сергия в основанной им Свято-Троице-Сергиевой Лавре было установлено вскоре после кончины подвижника: на это указывают письменные источники начала XV в. В 1422 г. совершилось обретение мощей игумена, тогда же на его могиле был сооружен первый каменный Свято-Троицкий собор Лавры, существующий до сих пор. В 1427 г. на родине прп. Сергия, в Ростове Великом, был основан Свято-Троице-Сергиев Варницкий монастырь (название – от Варницкой окраины). В XVI в. каменный храм прп. Сергия был сооружен над св. вратами его Лавры (в XVII в. на этом месте построен нынешний Предтеченский храм, а новый Сергиев – с трапезной палатой – в южной части монастыря).

В Киеве храмы и приделы в честь прп. Сергия появились после перехода города из состава Речи Посполитой под протекторат России, не без влияния приезжих россиян. В 1716 г. Киевский губернатор Дмитрий Голицын построил в скиту Киево-Печерской Лавры – Китаевской пустыни, которая принадлежала «автономному» лаврскому Больничному монастырю при Свято-Троицкой надвратной церкви – деревянную церковь прп. Сергия Радонежского. Упоминание об этом является первым документальным свидетельством из истории Китаевской обители, хотя высказываются предположения, что она существовала и ранее.

В 1763-1767 гг. вместо деревянной церкви в Китаево была выстроена каменная, Святой Троицы, с приделами прп. Сергия и свт. Димитрия Ростовского – выходца из Украины, канонизированного незадолго до того (1757). Этот храм до сих пор является архитектурной доминантой урочища «Китаева» и сердцем здешней монашеской обители (самостоятельной с 1996 г.). Современником его постройки был известный подвижник Китаевской пустыни прп. Досифей (†1777), почивший в день памяти прп. Сергия – 25 сентября (ст. ст.).

Другой знаменитый придел прп. Сергия был устроен в 1864 г. в стилобате церкви св. ап. Андрея Первозванного (1744-1767) над Андреевским спуском. Спустя 10 лет в этом стилобате был погребен писатель Андрей Николаевич Муравьев – автор «Путешествий по святым местам русским».

Еще один примечательный Сергиев придел находится в северном нефе громадного и величественного Свято-Николаевского собора Киево-Покровского женского монастыря. Собор воздвигнут в 1896-1911 гг. Нынешний придел прп. Сергия изначально был освящен в честь св. ап. Петра, а Сергиевым стал лишь на стыке 40-50-х гг. ХХ в. В 1982-1983 гг. собор расписали мастера из Почаевской Лавры. При этом в Сергиевском приделе были исполнены в цвете эпизоды жизни подвижника по гравюрам Р.Милорадовича из «Жития», составленного иеромонахом Никоном (Рождественским) и неоднократно переиздаваемого начиная с 1892 г.

Большим событием можно считать открытие в 2010-2011 гг. храма прп. Сергия у стен Киево-Печерской Лавры. Еще в 1911 г. близ главного входа на так называемую Нижнюю лаврскую территорию была построена новая больница для паломников (здание старой – постройки середины XIX в. – с храмом Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» находится на Гостином дворе Нижней Лавры). С началом I Мировой войны, в 1914 г. эту больницу обратили в военный госпиталь, а при советской власти – в светское лечебное учреждение. В больничной усадьбе была построена массивная водонапорная башня (ее проект утвердили в 1879 г.), более напоминающая храм – без сужения диаметра в нижней половине, в «кирпичном стиле», с рельефными крестами на граненых фасадах.

На стыке XX-XXI вв. на одной из граней башни, – киевляне это помнят, – был укреплен мемориальный знак жертвам СПИДа (в больнице действовал центр по борьбе с этим недугом). Но облик постройки сам собою взывал: «Сделайте меня храмом!» Когда началась работа, знак перенесли на специально выстроенную рядом стелу. А вскоре над занимаемым Лаврой плато заблистал еще один золотой купол.

Но это еще не все: новый храм восполнил давно утраченное звено в ожерелье церквей бывшего Печерского местечка. Местечко возникло при Лавре в XVI в. на основе поселения, находившегося за пределами древних укреплений Киева. Карта 1638 г. указывает в местечке 4 приходских церкви: Спаса на Берестове, прп. Феодосия Печерского, Воскресения Христова и св. мц. Параскевы Пятницы. Древнерусский Спасский храм был каменным, в конце XVII в. деревянные храмы прп. Феодосия и Воскресения также были заменены каменными, а вот деревянный Пятницкий был со временем разобран и более не восстанавливался. Можно условно сказать, что его место – спустя века – занял Сергиевский. Не забудем также, что в 2007 г. в северо-западной части Киева началось строительство еще двух храмов прп. Сергия – на ул. Вышгородской, 47, и ул. Умаской, 14.

Небесный гость

Прп. Сергий возрождал на Руси полузабытый образ подвижничества. Но и его Лавра постепенно преобразилась из пустынной обители в главный монастырь России, была отстроена в камне, украшена и прославлена.

В середине XIX в. в числе возродителей строгого общежительного монашества просиял прп. Иона Киевский (в миру Иоанн Мирошниченко) – ученик прп. Серафима Саровского, принявший постриг в Брянской Белобережной пустыни и позже построивший в Киеве, на указанном Пресвятой Богородицей месте, Свято-Троицкий Ионинский монастырь.

На своем подвижническом пути прп. Иона не раз удостаивался благодатных видений. Одно из них – бывшее в 1887 г. – он описывал так:

«Я был в келлии днем часов в 12 или в час пополудни и занялся пересматриванием бумаг и святых книг… Слышу, кто-то ясно творит молитву и идет ко мне. Подойдя близко, говорит: «Благослови, отче. Спасайся, отче». Я думал, что кто-нибудь пришел из нашей братии, не оглядываюсь, делаю свое дело.Потом оглянулся и увидел благовидных и светолепных старцев. Мне стало совестно, что я не встретил их, и говорю: «Простите, батюшки, и вы, святии отцы, что я так невежливо к вашей святыни обратился… Прошу вас о Господе сесть и благословить мое недостоинство… Откуда вас Бог принес посетить святые места?..». Старший старец седовласый, с седою бородою, роста среднего, в святой схиме и мантии, говорит ласково и кротко: «Я пришел к тебе, отче, с учениками-иноками, поговорить с тобою. Сколько ты трудишься, работаешь, а ко мне ни разу не зашел, ни за чем ко мне не обращаешься, а у меня тоже обитель во имя СвятойЖивоначальной Троицы… Я давно все ожидал тебя, что ты обратишься ко мне за каким-нибудь советом или вопросом, и радостно на все твое дело смотрел… Скажу тебе, что ты делаешь и терпишь все, что я на себе испытал, на деле прошел, и Господь Бог и Всесвятая Владычица помогли, вразумили и утешили меня… Дело мое, как и твое – нелегкое… Все это, батюшка, дела Божии и святые, не легко совершаются… Не скучай, нас Бог избрал орудием дела Его, и все делание – есть Его, а мы исполнители всех предначертаний Его. Теперь я вижу и понимаю, что тогда было со мною; много труда и скорби перенес я и сотрудники мои. Нелегко было и им со мною… Я – Сергий Радонежский, а сии суть мои ученики…Обращайся ко мне со всем, что тебе нужно…» И пошли в двери келлии».

Сегодня в числе святынь Ионинского монастыря есть две иконы прп. Сергия: малая – с частицей его мощей, и большая – дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при посещении обители.

Крест с Куликова поля

Из летописей известно, что перед Куликовской битвой прп. Сергий благословил св. Димитрия крестом. С 1920-х гг. в фондах Киево-Печерского заповедника – т.е., в стенах Лавры – хранится деревянный крест в серебряной позолоченной оправе с надписью: «Сим крестом благословил преподобный игумен Сергий князя Димитрия на погана царя Мамая и рек: Сим побеждай врага. В лето атп(1380) август кз (27) дня». Летописи гласят также, что в 1553 г. Иван Грозный брал этот крест в Казанский поход. Таким образом, оправа креста, вероятно, сделана при Грозном. В период Смуты в России начала XVII в. оправа была повреждена.

В XIX в. крест находился в коллекции французского инженера Траншера. В 1874 г. тот продал коллекцию во Франции бывшему городскому голове Киева Павлу Демидову. В 1885 г. Демидов, проведший последние годы земной жизни в Италии, продал княжество Сан-Донато вместе с имуществом. Предметы церковной старины приобрел местный католический монастырь. Жена Демидова Елена, княжна Сан-Донато, выкупила русские православные святыни и в 1888 г. передала их Церковно-археологическому музею при Киевской духовной академии. Ученые Академии Адриан Прахов и Николай Петров в 1889 г. исследовали крест и по печати на оправе установили, что она изготовлена в XVI в. В 1888 и 1890 гг. профессор КДА В.Завитневич выступил с двумя рефератами, где, проанализировав все письменные упоминания о кресте, которым прп. Сергий благословил св. князя Димитрия, сделал вывод, что крест, поступивший в музей, может считаться подлинным.

Владислав Дятлов

Источник: Православие в Украине

http://www.pravoslavie.ru/54938.html



Троице-Сергиева лавра. Фильм Светланы Руцкой.

https://youtu.be/ZSk0B362sco

18-07-2019 23:38
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь. 18 июля 2019. Икона Божией Матери, именуемая «Экономисса»

https://youtu.be/yzj30XG1iY4

18-07-2019 23:39
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь. 19 июля 2019. Собор Радонежских святых

https://youtu.be/QiSW9QrGikA

20-07-2019 00:08
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Святая Правда: Преподобная Ефросиния Московская

https://youtu.be/RBHeUhxvwj0

20-07-2019 23:58
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь. 20 июля 2019. Обретение мощей преподобного Герасима Болдинского

https://youtu.be/vIzH8jNF0no

20-07-2019 23:59
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
ПРАЗДНОВАНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ, В ЧЕСТЬ ЕЕ ИКОНЫ, ИМЕНУЕМОЙ КАЗАНСКАЯ

Дни празднования: 8 / 21 июля, 22 октября / 4 ноября.




Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

... Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь...

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Источник: https://days.pravoslavie.ru/Life/life4180.htm


Царица небесная. Казанская икона Божьей Матери. Фильм

https://youtu.be/sjSxTMSGE-o

21-07-2019 23:55
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь. 21 июля 2019

https://youtu.be/eh7e9b0UghQ

21-07-2019 23:57
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь. 22 июля 2019. Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский

https://youtu.be/fuAnScZP_e4

22-07-2019 23:54
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Ризы Христовы. Святыни Христианского Мира

https://youtu.be/EB-ibyM6cEQ

23-07-2019 23:56
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Подвиг монаха. Преподобный Антоний Печерский

https://youtu.be/ExNBtCwzysg

23-07-2019 23:57
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь. 23 июля 2019. Преподобный Антоний Печерский, начальник всех русских монахов

https://youtu.be/h4lo6P5AWjo

23-07-2019 23:58
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь. 24 июля 2019. Воспоминание чуда великомученицы Евфимии всехвальной.

https://youtu.be/TDF-fq8p1Vc

24-07-2019 23:08
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь. 25 июля 2019. Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»

https://youtu.be/f7uyPcSDmrA

26-07-2019 00:00
На сайте с
21-02-2011

Пол
Мужской
Церковный календарь. 26 июля 2019. Собор Архангела Гавриила

https://youtu.be/RZz4oYUS7BM

26-07-2019 23:57
Цитировать
закрытьВаше сообщение