Применение альфа-интерферона может оказать выраженное влияние на психику. Длительное применение интерферона может вызвать раздражительность, тревогу, изменение личности, депрессию, и даже суицидальные попытки и острые психозы. К таким побочным эффектам более всего предрасположены пациенты с серьезными заболеваниями психики и нервной системы. Во время терапии интерфероном рекомендуется полное воздержание от алкоголя. Терапия интерфероном может спровоцировать рецидивы алкоголизма и наркомании у больных, имевших эти заболевания в анамнезе. Таким образом, у больных, недавно лечившихся от алкогольной и наркотической зависимости, интерферон должен применятся с осторожностью. Обычно, 6-месячное воздержание считается достаточным для начала терапии интерфероном. Эти ограничения должны распространятся только на пациентом с хроническим алкоголизмом и не относится к людям с умеренным употреблением алкоголя (social drinkers).
ообщаемая разными исследователями распространенность депрессии среди больных вирусным гепатитом С, которые получают терапию интерферонами, составляет от 6 до 70% (M.M. Dwight et al., J. Hepatol., 2002; D.M. Forton et al., Hepatology, 2002; Zdilar et al. Hepatology, 2000; El-Serag H.B. Gastroenterology, 2002). Столь значительные различия обусловлены тем, что вероятность развития депрессии зависит от режима дозирования, длительности интерферонотерапии, индивидуальных характеристик пациента, а также от того, какие критерии и инструменты диагностики депрессии применялись авторами. В ряде публикаций также отмечено, что примерно у 0,2% больных с депрессией на фоне лечения ВГС регистрировались суицидальные попытки.
В настоящее время изучается сразу несколько вероятных механизмов развития интерферон-индуцированной депрессии. Прямое нейротоксическое действие интерферона на структуры ЦНС возможно только при повреждении гематоэнцефалического барьера (ГЭБ), поскольку в норме молекула IFN не проходит через данный барьер). К повреждению ГЭБ может приводить индукция провоспалительных цитокинов (интерлейкинов 1, 2, 6; фактора некроза опухолей альфа – TNF-α) под влиянием интерферона. Предполагается, что депрессивный эффект препаратов IFN реализуется и за счет их нейроэндокринного влияния, в частности повышения активности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и нарушения обмена катехоламинов. Кроме того, IFN обладает свойствами агониста дофамина и влияет на обмен серотонина. Интерферон индуцирует фермент индоламин-2, 3-диоксигеназу, что ведет к повышенной утилизации триптофана и снижению его сывороточной концентрации. Так как триптофан является предшественником серотонина, снижение его концентрации приводит, в свою очередь, к снижению уровня серотонина.
Следует отметить, что депрессия часто становится причиной преждевременного снижения дозы интерферона и/или прекращения противовирусной терапии до достижения терапевтического ответа. В исследовании D.L. Musselman и соавт. (NEJM, 2001) среди пациентов с ВГС, которым назначали антидепрессанты (применялся пароксетин), частота отмены препаратов интерферона составила 10% по сравнению с 70% в группе больных с симптомами депрессии, которые получали плацебо.
http://www.health-ua.com/articles/3680.html
5-04-2016 09:33
Россия, Сочи
5-04-2016 08:38