Иисус для того, чтобы исцелить слепого (Мк. 8:22-26), дважды, сделав брение из плюновения, возлагал на него руки. Почему исцеление было не один раз, как это случилось при купальне Силоам с расслабленным и в других случаях?
Еще похожее (Священномученик епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). «Благовестие святого евангелиста Марка. Духовные размышления»):
Почему так? Разве Божественное могущество безсильно было совершить прозрение слепого в одно мгновение? Конечно, могло совершить, как совершались в одно мгновенье большие чудеса, например, воскрешение мертвого.
Здесь образ того, что восстановление души совершается не вдруг, не сразу. Такой акт был бы механическим пересозданием. Это — процесс спасения человека. Он есть длительная, сознательная борьба, в которой непременно активен сам человек. Этот процесс открывает Бог Своим Божественным вмешательством, подавая человеку силы скинуть плен греха и успешно начать ратоборство со злом. Дальше человек сам вступает в состязание, чтобы сознательно переработать свои душевные силы и усвоить Божественное озарение.
И еще долго, долго не исчезнет безследно слепота... И долго, долго человек еще будет видеть “проходящих людей, как деревья”, т.е. еще долго в нем будет возобладать мир вещей, и еще долго предметы духовного, разумного порядка он будет воспринимать под углом чувствования материальных вещей. Не сразу человеку откроется очертание истинной жизни духа, а будет он еще долгое время пробавляться тенью истины. И только слабые разрозненные блики ее будут скользить пред его душевными глазами, как неясные очертания бегущих деревьев (когда видишь их, например, из окна мчащегося поезда).
В этом процессе постепенного восстановления души, конечно, потребуются новые акты Божественной помощи. Их будет много, они пойдут своей чередой, параллельно человеческой стойкости в борьбе.
Господь вторично возлагает руки на слепого. Теперь Он возлагает их на его глаза.
Здесь мысль о том, что Божественная помощь, а в результате ее человеческое просветление, сначала идет по линии общего подъема душевной жизни и ее очищения от грязи и порока, ее общего просветления, а потом уже, под Божиим воздействием усовершаются отдельные способности, например, способность духовного зрения.
И вот, когда спустится на душу Божественное озарение, когда Божий Свет осияет внутреннее человека, тогда Божия правда в душе заблистает, как изумруд.
Плена мира — греха, заволакивающего зрение или дающего кривое отражение восприятий, как не бывало. Пленительная Божия истина залегла в душе, как свет, и осветила самую душу, и весь свет брызжет вовне, и освещает, и гонит грех, и скидывает фальшивое убранство порока. И нет в жизни тьмы, и дорога пряма и освещена... И стала душа “видеть все ясно”.
Есть такое толкование, составленное учеными богословами Даллаской Богословской СеминарииЗрение (как способность видеть) - широкораспространенный образ понимания. Возвращение зрения слепому - само по себе - прообраз состояния учеников в его эволюции: их в начале непонимания, а затем долгое время - неполного понимания.
Действия, совершаемые Иисусом (сравните 7:33), направлены на привлечение к Нему внимания слепого и на стимулирование его веры. Вначале, однако, происходит лишь частичное его исцеление: взглянув, человек увидел движущихся людей (возможно - Двенадцать), но увидел их смутно, словно это не люди двигались, а деревья. Этому предшествует необычный вопрос Христа: Видишь ли что? - намеренно заданный Им ради учеников (сравните стихи 17-21). Дабы показать им: вот, человек этот уже не полностью слеп, однако видит еще смутно. Не так ли и они!
Мар. 8:25. Потом опять возложил руки на глаза ему. По повелению Иисуса бывший слепой взглянул опять; на этот раз он стал видеть ясно. Именно к такому состоянию должны были прийти и ученики, несмотря на то, что процесс их духовного прозревания протекал медленно и с трудом.
4-09-2013 16:48
Россия, Петродворец
3-09-2013 14:18