На сайте с
31-01-2016

Пол
Женский

Неизвестные женщины.

Кода мужчины говорят о превосходстве мужского пола над женским, то частенько аппелируют к тому факту, что среди серьезных ученых женщин почти не было.

Да были, они были, но в нашем патриархическом обществе не принято признавать женские заслуги.
ГИПАТИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ

Гипатия Александрийская (370(?)—415) - видная представительница древнегреческой философии, астрономии и математики. Преподавала в Александрии; схоларх Александрийской школы неоплатонизма. Образование Гипатия получила под руководством своего отца Теона.

Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в знаменитую Александрийскую школу. Она заняла кафедру философии, одну из ведущих кафедр. Лекции читала при большом стечении слушателей.

Многосторонность её познаний всех поражала. Наряду с абстрактными математическими и астрономическими теориями ей не были чужды и технические изобретения, необходимые для экспериментальных исследований.

Синезий обращался к ней за советом в своих попытках конструирования астролябии (прибора для определения расположения небесных тел) и гидроскопа (барильона – прибора для измерений плотности жидкостей). Она, по словам Сократа Схоластика, достигла такого уровня познания, который далеко превосходил всех философов её времени. А по мнению Вольтера, «эта женщина владела всеми знаниями, которые были доступны человеческому разуму, а изложение их с восхитительным красноречием делало её поразительным явлением, причём я имею при этом в виду необыденных людей, которые всем восхищаются, но даже философов, которые редко чему-либо удивляются. В Александрии можно было видеть множество иностранцев, прибывших из разных греческих и азиатских стран, чтобы увидеть и услышать её». Слава о ней разнеслась далеко за пределы Александрии.

В некоторых работах можно прочесть, будто Гипатия была женой философа Исидора Дамасского, ученика неоплатоника Прокла. Это утверждение было опровергнуто уже в середине XVIII века П. Бруккером и Э. Гиббоном, поскольку установлено, что Исидор родился после смерти Гипатии и имя жены его было Домна. Гипатия не желала быть ни женой, ни матерью, потому что это не позволило бы ей так же безраздельно предаваться своему философскому призванию, как она могла это делать, будучи свободной от семейных обязанностей.

Автор работы о комментариях Теона Александрийского к «Альмагесту» Птолемея – Хальма отмечает, что слава её, восхищение дочерью Теона не повлекли за собой её высокомерия. Ей чужды были честолюбие и тщеславие, и она «всецело была предана исканию истины в созерцании природы и совершенствованию своего разума».

Вместе с тем Гипатия не довольствовалась чистой созерцательностью теоретических умозрений, а деятельно участвовала и в общественной, политической жизни, столь беспокойной и полной острых противоречий – социальных, национальных, религиозных. Она была постоянным советником александрийского префекта Ореста, обсуждавшего с ней то и дело возникавшие перед ним трудности. Вопреки тогдашним традициям, она, по сообщению Сократа, не останавливалась перед посещением собраний магистрата – единственная среди мужчин, «ибо все были исполнены по отношению к ней глубоким уважением и поражались ею».

История жизни и убийства Гипатии известна главным образом из рассказа ее младшего современника Сократа Схоластика (р. 380 г.) в его Истории Церкви, законченой в 439 г. Остальные четыре историка древности, упоминающие ее, жили позже. Сократ говорит о ней, как об ученом высокой репутации, и связывает ее смерть с разногласиями, возникшими между Орестом, имперским префектом в Александрии, и Кириллом, епископом Александрии. Можно предположить, что Сократ услышал эту историю спустя 15-20 лет после убийства от очевидца событий в Александрии, который был тогда слишком молод, чтобы понять их настоящую подоплеку. Сократ пишет:

В Александрии жила женщина, по имени Гипатия, дочь философа Теона, которая достигла таких высот в литературе и науке, что далеко превзошла всех философов своего времени... Но и она пала жертвой политической интриги. Среди христианского населения распространились слухи, что ее частые беседы с Орестом (имперским префектом Александрии), мешают примирению Ореста с Кириллом, епископом Александрийским. Поэтому некоторые из них, охваченные фанатичным и лицемерным рвением, под водительством главаря по имени Петр, чтеца церкви, подкараулили ее, когда она возвращалась домой, и, вытащив ее из носилок, привели в церковь под названием Цезариум, полностью раздели ее и затем убили, сняв кожу острыми раковинами. После расчленения ее тела на куски, они перенесли изуродованные конечности на место под названием Синарион и там сожгли их. Это дело покрыло позором не только Кирилла, но и всю Александрийскую церковь. И, конечно, ничто не может быть дальше от христианства, чем пособничество в массовых убийствах, насилии и действиях подобного рода. Это произошло в марте, во время Великого Поста, в четвертый год епископата Кирилла во время 10-го консульства Гонория и шестого консульства Феодосия.

С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики. Гипатия была ее последней представительницей. После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча,- писал Ван дер Варден в книге Пробуждающаяся наука.

Вскоре после смерти Гипатии многие из её учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра, а сама Александрийская школа превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века.





25-09-2016 14:37
На сайте с
31-01-2016

Пол
Женский
Ластения Мантинейская
Платон Аксиотея Флиусская Мантинея
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ластения (или Ластенейя) Мантинейская (Lastheneia, Lasthenia) была одной из женщин-учениц Платона. Она родилась в Мантинее, древнем городе в Аркадии, в Пелопоннессе. Училась в Академии Платона, переодевшись мужчиной После смерти Платона она продолжила обучение у племянника Платона Спевсиппа[2]. Говорят, что она состояла в связи с ним

Во фрагменте папируса из Оксиринха упомянута некая женщина, которая училась у Платона, Спевсиппа, а после у Менедема Эритрейского Там говорится, что «в юности она была красива и исполнена непринужденной грации». Эта женщина, вероятно, Ластения или же Аксиотея Флиусская.

Примечания
↑ Diogenes Laërtius, iii. 46.
↑ Diogenes Laërtius, iv. 2
↑ Athenaeus, vii. 279, xii. 546.

8-10-2016 10:05
На сайте с
31-01-2016

Пол
Женский
Эн-хеду-Ана (Энхедуанна; буквальный титул — «Жрица обилия небес»; личное имя неизвестно; около 2285-около 2250 до н. э.) — аккадская принцесса и верховная жрица лунного бога Нанны в Уре. Часто упоминается учёными как самый ранний писатель или автор, известный нам по имени, поскольку её неозаглавленные религиозные сочинения (обычно называемые «Гимны к Инанне») являются одним из древнейших примеров авторской литературы в письменной истории. Эти гимны также считаются первым случаем использования рассказа от первого лица. Будучи жрицей, Эн-хеду-Ана почитала Инанну, дочь Нанны, выше других богов шумерского пантеона.

В 1926 году английский археолог сэр Леонард Вулли раскопал полупрозрачный алебастровый диск с изображением на нём жрицы, совершающей обряд ритуального возлияния (хранится в музее Пенсильванского университета). На обратной стороне диска сохранилась клинописная надпись: «…супруга Нанны (бога Луны — прим. авт.)… дочь Саргона». Эта надпись обозначает её как дочь Саргона Аккадского. Такое родство можно трактовать в переносном и религиозном смысле. Если же оно буквально (Эн-хеду-Ана — дочь Саргона и царицы Ташлутум), то эта связь характеризует успешную политику Саргона в назначении членов своей семьи на важные посты. Традиция назначать царскую дочь на пост Эн («жрицы») Нанны будет длиться очень долго (существует список в 500 лет[2]).

Эн-хеду-Ана продолжала свою деятельность во время правления своего предполагаемого брата Римуша. Однако, приближаясь к концу своей жизни, она была изгнана из Ура и временно смещена со своего поста Лугаль-Ане, мятежным шумерским царем, который показывал своё неприятие её назначением «сверху». Эн-хеду-Ана воззвала к богине Инанне о помощи в Nin-me-sara, самом известном своем гимне. Шумеры верили[3], что эта молитва подействовала так успешно, что Инанна послала 9 побед аккадцам в битвах с шумерами. Это позволило её племяннику Нарам-Суэну снова объединить обе страны под своей властью на несколько лет. После этой победы Энхедуанна была возвращена на свой пост в Уре.

Nin-me-sara считался священным текстом ещё полтысячелетия после её смерти. Во время вавилонского периода он использовался как учебный текст, который копировали ученики, желавшие быть писцами в шумерской школе, эдуббе. Для реконструкции и перевода этого гимна Аннетт Згол использовала более 100 глиняных табличек с его текстом. Значительное число копий указывает на его популярность — лишь немногие месопотамские тексты дошли в таком количестве экземпляров.

Эн-хеду-Ана изображена в анимационном ролике в 11 серии «Бессмертие» сериала «Космос: Пространство и время» как одна из первых людей, кто обессмертил своё имя, подписав им свои произведения.

Произведения
«nin — me- sarra» — «Царица неисчислимых божественных энергий», другое название — «Возвеличение Иштар»
«in-nin sa-gur-ra» — «Отважная Госпожа»
«in-nin me-hus-a» — «Инанна и Эбих»
«e-u-nir» — сборник из 42 гимнов, посвященных храмам городов Шумера и Аккада.

8-10-2016 10:11
На сайте с
31-01-2016

Пол
Женский
Таппути (Tapputi), известная также как Таппути-Белатекаллим, считается первым в мире химиком и парфюмером. Она упоминается в месопотамских клинописных табличках, относящихся ко II тысячелетию до н. э. Таппути работала вместе с исследовательницей или исследователем по имени Нину, и использовала в своем труде цветы, масла, аир, мирру, дистиллированную и фильтрованную воду Помимо этого, она была дворцовым надсмотрщиком.

Примечания
↑ Strathern, Paul. Mendeleyev’s Dream — The Quest For the Elements. — New York: Berkley Books, 2000. — ISBN ISBN 0425184676.
↑ Levey Martin. Early Arabic Pharmacology: An Introduction Based on Ancient and Medieval Sources. — Brill Archive, 1973. — P. 9. — ISBN 90-04-03796-9.

8-10-2016 12:35
На сайте с
31-01-2016

Пол
Женский


София Браге (дат. Sophie Brahe, 1556—1643) — датская астроном, ботаник, врач и историк, младшая сестра Тихо Браге, с которым сотрудничала в научных изысканиях.

Биография
Родилась в фамильном замке семьи Браге Кнудстурп (ныне — Швеция), была младшей из десяти детей Отте Браге, советника короля Дании и Беате Билле Браге — придворной дамы королевы Софии. В числе братьев Софии был знаменитый астроном Тихо Браге, который был на 10 лет старше неё. София изучала астрономию самостоятельно, изучая книги по астрономии на немецком языке, а также за свой счет заказывала переводы книг с латинского. С 1573 София оказывала помощь Тихо в астрономических наблюдениях, часто посещала его обсерваторию Ураниборг. Тихо с восхищением отзывался об уме и способностях Софии, в то время как родственники осуждали их занятия наукой, считая это недостойным для людей благородного происхождения.

В 1576, когда ей было 19 или 20 лет, София вышла замуж за Отто Тотта, в браке у них был один сын — Таге Тотт, родившийся в 1580. В 1588 муж Софии умер, и она распоряжалась его имуществом до достижения совершеннолетия сына. В это время она, оказывая помощь Тихо в составлении гороскопов, также уделяла большое внимание садоводству, химии и медицине. Во время своих посещений Ураниборга София познакомилась с алхимиком Эриком Ланжем, который сделал ей предложение, но ввиду отсутствия средств они поженились лишь в 1602, после чего жили в крайней нищете в Экенфорде. Как видно из писем Софии к родственникам, нищету она переносила с достоинством и чувством юмора. Э.Ланж умер в Праге в 1613.

В 1616, после смерти мужа, София вернулась в Данию и поселилась в Хельсингёре. Последние годы жизни она посвятила составлению генеалогий датских дворянских родов, первый её труд был опубликован 1626. Её работы по генеалогии до сих пор считаются одним из основных источников по ранней истории датского дворянства и хранятся в Королевской библиотеке. София Браге умерла в Хельсингёре в 1643, похоронена в Кристианстаде (Швеция), в семейном захоронении Тоттов.

Литература
Peter Zeeberg, «Sophie Brahe», Dansk Kvindebiografisk Leksikon.
Biografi i DBL, Dansk Biografisk Leksikon,

18-10-2016 08:35
На сайте с
31-01-2016

Пол
Женский


Маргарет Кавендиш, урождённая Лукас (1623 — 15 декабря 1673) — английская писательница, супруга герцога Ньюкасла из рода Кавендишей. Писала стихи, прозу, драмы, философские сочинения, эссе.

Маргарет Лукас родилась в роялистской семье, была фрейлиной королевы Генриетты-Марии, вместе с ней отправилась в ссылку во Францию и жила при дворе Людовика XIV. В 1645 вышла замуж за герцога Ньюкасла.

Среди её сочинений выделяется фантастический роман «Пылающий мир» (1666), героиня которого через Северный полюс попадает в параллельный (?) мир, где светят иные звёзды, населённый разумными говорящими животными.

Маргарет считается ранним последователем идей защиты животных и противником опытов над животными[3].

Произведения
Bowerbank, Sylvia and Sara Mendelson, eds. Paper Bodies: A Margaret Cavendish Reader. Peterborough: Broadview, 2000.
Cottegnies, Line, and Nancy Weitz, eds. Authorial Conquests: Essays on Genre in the Writings of Margaret Cavendish. Cranbury, NJ: Fairleigh Dickinson University Press, 2003. ISBN 0 838 639836
Cavendish, Margaret. Observations upon Experimental Philosophy. ed. Eileen ONeill. New York: Cambridge UP, 2001. ISBN 0 521 772044
Cavendish, Margaret. Sociable Letters. Edited by James Fitzmaurice. Ontario: Broadview, 2004. ISBN 1 551 115581
Cavendish. Margaret. The Description Of A New World Called The Blazing World And Other Writings. Edited by Kate Lilley. London: William Pickering, 1992 ISBN 1-85196-024-4
Rees, Emma L. E. Margaret Cavendish: Gender, Genre, Exile. Manchester: Manchester UP, 2004
Whitaker, Kate. Mad Madge: Margaret Cavendish, Duchess of Newcastle, Royalist, Writer and Romantic. London: Chatto and Windus, 2003. ISBN 0-7011-6929-X
Литература
М. А. Буланакова. Литературная биография леди Маргарет Кавендиш, герцогини Ньюкасл: особенности организации социального опыта знатной женщины // Адам и Ева. Альманах гендерной истории № 8. М., 2004.
Jane Donawerth, The Politics of Renaissance Rhetorical Theory by Women, Political Rhetoric, Power, and Renaissance Women, ed. C. Levin and P.A. Sullivan, Albany: SUNY Press, 1995, pp. 257–72. ISBN 0 791 425452
Christine Mason Sutherland, Aspiring to the Rhetorical Tradition: A Study of Margaret Cavendish, Listening to Their Voices, ed. M. Wertheimer, Columbia, SC: University of South Carolina Press, 1997, pp. 255–71.
Christine Mason Sutherland, Margaret Cavendish, Duchess of Newcastle, The Dictionary of Literary Biography, Volume 281: British Rhetoricians and Logicians, 1500-1660, Second Series, Detroit: Gale, 2003, pp. 36–47.
Stephen Clucas, ed., A Princely Brave Woman: Essays on Margaret Cavendish, Duchess of Newcastle, Aldershot: Ashgate, 2003. ISBN 0 754 604640


19-10-2016 12:04
На сайте с
31-01-2016

Пол
Женский


Мари́я Гаэта́на Анье́зи (итал. Maria Gaetana Agnesi; 16 мая 1718, Милан[1] — 9 января 1799) — итальянский математик, философ и филантроп. Родилась в зажиточной купеческой семье, в которой был 21 ребёнок. Мария Гаэтана была старшей из детей. Её отец был профессором математики и с детства поддерживал математические способности дочери, озаботившись хорошим образованием Марии Гаэтаны. В 21 год Мария Гаэтана пожелала уйти в монастырь, но столкнулась с сопротивлением отца и, подчинившись его воле, занялась математикой.

В 1748 году она опубликовала свою работу Instituzioni analitiche («Основы анализа»). Кривая верзиера названа именем Марии Гаэтаны («локон Аньези»), которая исследовала эту кривую. Она имела также достижения в дифференциальном исчислении.

В 1748 году Папа римский Бенедикт XIV присвоил ей звание профессора математики, натуральной философии и физики Университета Болоньи, чем она никогда не воспользовалась. Она стала второй женщиной со степенью профессора после Лауры Басси.

Когда Марии Гаэтане было 34 года, умер её отец. С этого времени она занялась филантропической деятельностью и начала изучать теологию. Она помогала бедным и больным и давала приют бездомным в своем доме.

С 1771 по 1799 годы в течение 28 лет Мария Гаэтана руководила приютом для старых женщин Pio Albergo Trivulzio.

Одна из сестер Марии Гаэтаны — Мария Тереза была известным музыкантом и композитором. Она была знакома с Моцартом, Гайдном и Сальери.

См. также
Примечания
↑ Maria Gaetana Agnesi (1718—1799) (итал.)
↑ Catharine M. C. Haines: «International Women in Science: A Biographical Dictionary to 1950» (англ.)

20-10-2016 08:49
На сайте с
31-01-2016

Пол
Женский
Клеобулина (др.-греч. Κλεοβουλίνη,VI до н. э., Родос) — древнегреческая поэтесса и философ, дочь одного из «семи греческих мудрецов» Клеобула

В поэзии использовала размер гексаметрического стиха, в частности, сочиняла загадки. Аристотель цитировал Клеобулину в Поэтике и РиторикеКлеобулина упоминалась в драме Кратина — «Клеобулины»]. Плутарх писал, что Фалес характеризовал её как женщину с умом государственного деятеля; возможно, Клеобул в годы правления находился под её влиянием

Примечания
↑ 1 2 3 О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, на сайте psylib.org.ua по книге: [Пер. М. Л. Гаспарова; Ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев]; АН СССР, Ин-т философии. — 2-е изд., испр. — М.: Мысль, 1986.
↑ Menage, Gilles. The History of Women Philosophers. Trans. by Beatrice H. Zedler. (New York: University Press of America, 1984). ISBN 0-8191-4271-9

30-10-2016 17:48
Цитировать
закрытьВаше сообщение