Неизвестные женщины.
Кода мужчины говорят о превосходстве мужского пола над женским, то частенько аппелируют к тому факту, что среди серьезных ученых женщин почти не было.
Да были, они были, но в нашем патриархическом обществе не принято признавать женские заслуги.
ГИПАТИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ
Гипатия Александрийская (370(?)—415) - видная представительница древнегреческой философии, астрономии и математики. Преподавала в Александрии; схоларх Александрийской школы неоплатонизма. Образование Гипатия получила под руководством своего отца Теона.
Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в знаменитую Александрийскую школу. Она заняла кафедру философии, одну из ведущих кафедр. Лекции читала при большом стечении слушателей.
Многосторонность её познаний всех поражала. Наряду с абстрактными математическими и астрономическими теориями ей не были чужды и технические изобретения, необходимые для экспериментальных исследований.
Синезий обращался к ней за советом в своих попытках конструирования астролябии (прибора для определения расположения небесных тел) и гидроскопа (барильона – прибора для измерений плотности жидкостей). Она, по словам Сократа Схоластика, достигла такого уровня познания, который далеко превосходил всех философов её времени. А по мнению Вольтера, «эта женщина владела всеми знаниями, которые были доступны человеческому разуму, а изложение их с восхитительным красноречием делало её поразительным явлением, причём я имею при этом в виду необыденных людей, которые всем восхищаются, но даже философов, которые редко чему-либо удивляются. В Александрии можно было видеть множество иностранцев, прибывших из разных греческих и азиатских стран, чтобы увидеть и услышать её». Слава о ней разнеслась далеко за пределы Александрии.
В некоторых работах можно прочесть, будто Гипатия была женой философа Исидора Дамасского, ученика неоплатоника Прокла. Это утверждение было опровергнуто уже в середине XVIII века П. Бруккером и Э. Гиббоном, поскольку установлено, что Исидор родился после смерти Гипатии и имя жены его было Домна. Гипатия не желала быть ни женой, ни матерью, потому что это не позволило бы ей так же безраздельно предаваться своему философскому призванию, как она могла это делать, будучи свободной от семейных обязанностей.
Автор работы о комментариях Теона Александрийского к «Альмагесту» Птолемея – Хальма отмечает, что слава её, восхищение дочерью Теона не повлекли за собой её высокомерия. Ей чужды были честолюбие и тщеславие, и она «всецело была предана исканию истины в созерцании природы и совершенствованию своего разума».
Вместе с тем Гипатия не довольствовалась чистой созерцательностью теоретических умозрений, а деятельно участвовала и в общественной, политической жизни, столь беспокойной и полной острых противоречий – социальных, национальных, религиозных. Она была постоянным советником александрийского префекта Ореста, обсуждавшего с ней то и дело возникавшие перед ним трудности. Вопреки тогдашним традициям, она, по сообщению Сократа, не останавливалась перед посещением собраний магистрата – единственная среди мужчин, «ибо все были исполнены по отношению к ней глубоким уважением и поражались ею».
История жизни и убийства Гипатии известна главным образом из рассказа ее младшего современника Сократа Схоластика (р. 380 г.) в его Истории Церкви, законченой в 439 г. Остальные четыре историка древности, упоминающие ее, жили позже. Сократ говорит о ней, как об ученом высокой репутации, и связывает ее смерть с разногласиями, возникшими между Орестом, имперским префектом в Александрии, и Кириллом, епископом Александрии. Можно предположить, что Сократ услышал эту историю спустя 15-20 лет после убийства от очевидца событий в Александрии, который был тогда слишком молод, чтобы понять их настоящую подоплеку. Сократ пишет:
В Александрии жила женщина, по имени Гипатия, дочь философа Теона, которая достигла таких высот в литературе и науке, что далеко превзошла всех философов своего времени... Но и она пала жертвой политической интриги. Среди христианского населения распространились слухи, что ее частые беседы с Орестом (имперским префектом Александрии), мешают примирению Ореста с Кириллом, епископом Александрийским. Поэтому некоторые из них, охваченные фанатичным и лицемерным рвением, под водительством главаря по имени Петр, чтеца церкви, подкараулили ее, когда она возвращалась домой, и, вытащив ее из носилок, привели в церковь под названием Цезариум, полностью раздели ее и затем убили, сняв кожу острыми раковинами. После расчленения ее тела на куски, они перенесли изуродованные конечности на место под названием Синарион и там сожгли их. Это дело покрыло позором не только Кирилла, но и всю Александрийскую церковь. И, конечно, ничто не может быть дальше от христианства, чем пособничество в массовых убийствах, насилии и действиях подобного рода. Это произошло в марте, во время Великого Поста, в четвертый год епископата Кирилла во время 10-го консульства Гонория и шестого консульства Феодосия.
С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики. Гипатия была ее последней представительницей. После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча,- писал Ван дер Варден в книге Пробуждающаяся наука.
Вскоре после смерти Гипатии многие из её учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра, а сама Александрийская школа превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века.
Да были, они были, но в нашем патриархическом обществе не принято признавать женские заслуги.
ГИПАТИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ
Гипатия Александрийская (370(?)—415) - видная представительница древнегреческой философии, астрономии и математики. Преподавала в Александрии; схоларх Александрийской школы неоплатонизма. Образование Гипатия получила под руководством своего отца Теона.
Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в знаменитую Александрийскую школу. Она заняла кафедру философии, одну из ведущих кафедр. Лекции читала при большом стечении слушателей.
Многосторонность её познаний всех поражала. Наряду с абстрактными математическими и астрономическими теориями ей не были чужды и технические изобретения, необходимые для экспериментальных исследований.
Синезий обращался к ней за советом в своих попытках конструирования астролябии (прибора для определения расположения небесных тел) и гидроскопа (барильона – прибора для измерений плотности жидкостей). Она, по словам Сократа Схоластика, достигла такого уровня познания, который далеко превосходил всех философов её времени. А по мнению Вольтера, «эта женщина владела всеми знаниями, которые были доступны человеческому разуму, а изложение их с восхитительным красноречием делало её поразительным явлением, причём я имею при этом в виду необыденных людей, которые всем восхищаются, но даже философов, которые редко чему-либо удивляются. В Александрии можно было видеть множество иностранцев, прибывших из разных греческих и азиатских стран, чтобы увидеть и услышать её». Слава о ней разнеслась далеко за пределы Александрии.
В некоторых работах можно прочесть, будто Гипатия была женой философа Исидора Дамасского, ученика неоплатоника Прокла. Это утверждение было опровергнуто уже в середине XVIII века П. Бруккером и Э. Гиббоном, поскольку установлено, что Исидор родился после смерти Гипатии и имя жены его было Домна. Гипатия не желала быть ни женой, ни матерью, потому что это не позволило бы ей так же безраздельно предаваться своему философскому призванию, как она могла это делать, будучи свободной от семейных обязанностей.
Автор работы о комментариях Теона Александрийского к «Альмагесту» Птолемея – Хальма отмечает, что слава её, восхищение дочерью Теона не повлекли за собой её высокомерия. Ей чужды были честолюбие и тщеславие, и она «всецело была предана исканию истины в созерцании природы и совершенствованию своего разума».
Вместе с тем Гипатия не довольствовалась чистой созерцательностью теоретических умозрений, а деятельно участвовала и в общественной, политической жизни, столь беспокойной и полной острых противоречий – социальных, национальных, религиозных. Она была постоянным советником александрийского префекта Ореста, обсуждавшего с ней то и дело возникавшие перед ним трудности. Вопреки тогдашним традициям, она, по сообщению Сократа, не останавливалась перед посещением собраний магистрата – единственная среди мужчин, «ибо все были исполнены по отношению к ней глубоким уважением и поражались ею».
История жизни и убийства Гипатии известна главным образом из рассказа ее младшего современника Сократа Схоластика (р. 380 г.) в его Истории Церкви, законченой в 439 г. Остальные четыре историка древности, упоминающие ее, жили позже. Сократ говорит о ней, как об ученом высокой репутации, и связывает ее смерть с разногласиями, возникшими между Орестом, имперским префектом в Александрии, и Кириллом, епископом Александрии. Можно предположить, что Сократ услышал эту историю спустя 15-20 лет после убийства от очевидца событий в Александрии, который был тогда слишком молод, чтобы понять их настоящую подоплеку. Сократ пишет:
В Александрии жила женщина, по имени Гипатия, дочь философа Теона, которая достигла таких высот в литературе и науке, что далеко превзошла всех философов своего времени... Но и она пала жертвой политической интриги. Среди христианского населения распространились слухи, что ее частые беседы с Орестом (имперским префектом Александрии), мешают примирению Ореста с Кириллом, епископом Александрийским. Поэтому некоторые из них, охваченные фанатичным и лицемерным рвением, под водительством главаря по имени Петр, чтеца церкви, подкараулили ее, когда она возвращалась домой, и, вытащив ее из носилок, привели в церковь под названием Цезариум, полностью раздели ее и затем убили, сняв кожу острыми раковинами. После расчленения ее тела на куски, они перенесли изуродованные конечности на место под названием Синарион и там сожгли их. Это дело покрыло позором не только Кирилла, но и всю Александрийскую церковь. И, конечно, ничто не может быть дальше от христианства, чем пособничество в массовых убийствах, насилии и действиях подобного рода. Это произошло в марте, во время Великого Поста, в четвертый год епископата Кирилла во время 10-го консульства Гонория и шестого консульства Феодосия.
С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики. Гипатия была ее последней представительницей. После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча,- писал Ван дер Варден в книге Пробуждающаяся наука.
Вскоре после смерти Гипатии многие из её учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра, а сама Александрийская школа превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века.
25-09-2016 14:37
Россия, Екатеринбург
25-09-2016 18:06