Культпросвет )
На днях посетил галерею Уффици, так вот что мне там понравилось... по порядку... )
Боттичелли Сандро
Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi]
(1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения,
представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского
ренессанса. Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал
женской красоты.
Ранним работам Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка,
интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).
С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности,
появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты
возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478,
“Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици).
Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий,
прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу
мечтательности и легкой грусти.
Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция;
портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего
состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.
Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число
входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции),
многие из которых отразились в его творчестве. Например, мифологические картины
(“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником
Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных
флорентийских заказчиков. До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика
в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства,
только изредка становясь объектом живописи.
В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил
строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили
ее своими фресками. Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени —
Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы
был приглашен и Боттичелли. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле
в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”,
“Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры
сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик.
Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы
в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.
В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и,
соответственно, новая мода и новые вкусы. В 1505 он вошел в состав городского комитета,
который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида»,
но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и
Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Вазари в своих «Жизнеописаниях…»
нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного,
«старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего,
образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям
в жизнеописаниях художников. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто —
эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве.
Клевета 1494-1495 годы. Галерея Уффици, Флоренция.
Мадонна дель Магнификат 1482-83. Галерея Уффици, Флоренция.
Мадонна с гранатом 1487 год. Галерея Уффици, Флоренция.
Боттичелли Сандро
Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi]
(1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения,
представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского
ренессанса. Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал
женской красоты.
Ранним работам Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка,
интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).
С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности,
появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты
возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478,
“Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици).
Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий,
прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу
мечтательности и легкой грусти.
Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция;
портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего
состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых.
Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число
входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции),
многие из которых отразились в его творчестве. Например, мифологические картины
(“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником
Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных
флорентийских заказчиков. До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика
в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства,
только изредка становясь объектом живописи.
В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил
строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили
ее своими фресками. Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени —
Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы
был приглашен и Боттичелли. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле
в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”,
“Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры
сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик.
Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы
в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.
В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и,
соответственно, новая мода и новые вкусы. В 1505 он вошел в состав городского комитета,
который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида»,
но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и
Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Вазари в своих «Жизнеописаниях…»
нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного,
«старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего,
образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям
в жизнеописаниях художников. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто —
эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве.
Клевета 1494-1495 годы. Галерея Уффици, Флоренция.
Мадонна дель Магнификат 1482-83. Галерея Уффици, Флоренция.
Мадонна с гранатом 1487 год. Галерея Уффици, Флоренция.
20-05-2010 13:17
Россия, Волгоград
а на Босха действительно интересно было бы глянуть!
поддержим обязательно!
розовый слоник на ГОА наверное стоит?
21-05-2010 14:21