На сайте с

Пол
Мужской

Главная причина, по которой российский бензин будет дорожать всегда

Когда цены на нефть росли и вместе с этим дорожало топливо на российских заправках, это было понятно. Другое дело – последние 12 месяцев, когда нефтяные котировки упали почти вдвое, а розничная цена автомобильного бензина в России все равно выросла на 6%, данные Росстата :

http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=1921002

Справедливости ради отметим, что с середины декабря 2014 года бензин немного подешевел – это произошло сразу после того, как ценами возмутился президент РФ Владимир Путин. Заклинание Путина выдохлось через три месяца. В марте 2015 года стоимость литра начала потихоньку расти и после резкого скачка летом превысила прошлогодние максимумы, дойдя до 33,8 рубля (на 6 июля).



( Цены на нефть и автомобильный бензин в России, по месяцам (январь 2014 – июнь 2015)

Источники: Росстат, neftetrans.ru )

Можно было бы объяснить недавний рост традиционным ростом спроса на бензин летом.

«У нас увеличился внутренний туризм, россияне больше путешествуют по стране на собственных автомобилях», – сказал в интервью агентству «Аналитика товарных рынков» начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин :

http://www.na-atr.ru/news/view/2607

Однако в США, где население любит автомобильный туризм не меньше, чем в России, цены на бензин почему-то двигались вслед за ценой барреля североамериканского сорта WTI и до сих пор находятся заметно ниже пиков прошлого года. На неделе, окончившейся 13 июля, галлон американского бензина стоил в среднем $2,9 (или 44 рубля за литр).



( Цена на нефть и бензин в США, по месяцам (январь 2014 – июнь 2015, WTI – по май 2015)

Источник: U.S. Energy Information Administration)

Почему так происходит? Дело в том, что 60% розничной цены бензина приходится на платежи государству, посчитали в Российском топливном союзе :

http://qps.ru/8v37T

То есть когда вы заправляетесь на 1000 рублей, около 200 рублей идет на уплату налога на добычу полезных ископаемых, другие 200 рублей – это акциз на бензин, еще 200 рублей – налог на добавленную стоимость и прочие налоги, 200 рублей зарабатывают посредники и владельцы заправки, 100 рублей – те, кто превратил нефть в бензин, и только около 100 рублей – это составляющая, которая непосредственно зависит от стоимости сырья.




( Структура розничной цены на бензин марки АИ-92 в России, январь 2015

Источник: Российский топливный союз)


В Соединенных Штатах – прямо обратная ситуация. Там свыше 60% цены определяется расходами на покупку или добычу сырья, а федеральными и региональными налогами определяется только десятая часть цены. Отсюда и такая зависимость стоимости галлона от барреля.



(Структура цены автомобильного бензина на заправках США, 2014

Источник: U.S. Energy Information Administration )


В ближайшие три года одна из крупнейших составляющих цены на бензин в России – НДПИ – вырастет в 1,7 раза. Это заложено в так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли, который собирается провести российское правительство. Параллельно с прошлого ноября ФАС расследует возможные факты манипулирования на бирже ценами на бензин со стороны крупнейших нефтяных компаний (в их числе «Башнефть», «Роснефть» и «Лукойл»). Окончательно определить, был сговор или нет, служба обещает к августу.

Впрочем, несмотря на громкие заявления Путина и расследования регуляторов, главный фактор бензиновых цен – налоговый – никуда не исчезнет. У государства нет стимулов для снижения налогов и акцизов на нефтепродукты, заявил корреспонденту Slon Magazine доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов.

«Поскольку количество топлива, проходящего через НПЗ, базы, заправки, контролируется более-менее четко, это позволяет эффективно администрировать эти налоги и акцизы. Грубо говоря, их легко взымать и уклониться от их уплаты достаточно проблематично. Чего не скажешь, например, о налоге на прибыль», – объясняет эксперт.


Проблема пополнения федерального бюджета, дефицит которого по итогам первого полугодия составил 889 млрд рублей, в ближайшие годы будет стоять достаточно остро. А значит, потребителям нужно готовиться к росту цен на бензин в темпе официальной инфляции «плюс-минус какие-то шумовые колебания», прогнозирует Хестанов.


https://slon.ru/posts/54087

20-07-2015 00:12
Цитировать
закрытьВаше сообщение