На сайте с

Пол
Мужской

О кризисе медицинского образования.

Вкладывать в деньги в российскую медицину в том виде, который она имеет сейчас, – что тушить костер бензином. Если представить гипотетическую ситуацию, когда все российские клиники в один момент будут обеспечены оборудованием по последнему слову техники и новейшими лекарствами, а работающие в них врачи получат такую же зарплату, как их коллеги в США, то, смею предположить, на качестве лечения большинства пациентов это отразится мало.
Ощутимо улучшится лечение очень ограниченных групп больных, которым по сути необходимо лишь прибрести лекарство. Это дети с орфанными заболеваниями, пациенты с гемобластозами (с «раком» крови), больные с инфекциями, требующими введения современных внутривенных антибиотиков, а также несколько десятков тысяч пациентов с относительно редкими и тяжелыми заболеваниями, у которых обычные методы лечения были неэффективны и теперь они ожидают назначения сверхдорогостоящих препаратов (т.н. таргетных и биологических).

Но миллионы пациентов, страдающих распространенными заболеваниями — ишемической болезнью сердца, гипертонией, язвой желудка, астмой и хронической обструктивной болезнью легких, мочекаменной болезнью и операбельным раком и многими другими, — вряд ли получат быстрое облегчение даже в условиях неограниченного финансирования здравоохранения.
Рак, который не был выявлен из-за того, что врач не послал пациента на диагностику, не будет найден. Образование, пропущенное при обычном УЗИ или КТ, не будет диагностировано, даже если дать в руки врачу, его проводившему, аппарат экспертного класса. Врач скорой помощи, который сегодня не вводит тромболитический препарат при инфаркте (в столичном регионе они закуплены), не станет его вводить и при увеличении зарплаты. Невролог продолжит лечить пациентов хорошо известными ему «ноотропами» и «сосудистыми» препаратами, которые не имеют никакой эффективности, а терапевт будет назначать при обычной простуде «иммуномодуляторы» и «противовирусные препараты», которые не просто неэффективны, но и небезопасны. Лучшие модели эндоскопов в руках абдоминальных хирургов не сделают операции на брюшной полости эффективнее и безопаснее. И так далее.

Уверяю вас, миллионы болезней останутся недиагностированными и еще миллионы случаев будут лечиться неправильно, так как успех в их лечении требует совсем не наличия сверхсовременного оборудования, лаборатории и новейшего лекарства, а грамотного врача, обладающего клиническим мышлением и знакомого с новыми методами лечения. В руках врача необученного применение сильнейших биологических препаратов может быть разрушительнее самой болезни.
Критическое состояние российской медицины обусловлено, в первую очередь, кризисом медицинского образования, который имеет очень глубокие корни.

В медицине остались единицы, среди них не более трети благодаря фанатичному отношению к профессии, а залогом выживания большинства стало умение «выбивать» финансирование.
Очень многие профессора медицины, которые сейчас смотрят свысока на коллег и пациентов, были вынуждены многие годы преклонять колена перед властью и фармацевтической промышленностью.

Их трудно осуждать — деньги позволили сохранить институты и кафедры. Но и побочный эффект был страшным: российские журналы под завязку наполнились ангажированными статьями, проплаченными промышленностью, доклады «ведущих ученых» на крупнейших конгрессах содержали неприкрытую рекламу фармацевтических препаратов, причем далеко не лучших. Практическая медицинская наука, не говоря уже о фундаментальной, впала в тяжелую зависимость от индустрии.
В последовавшие «тучные» годы многие добившиеся успеха профессора словно забыли, зачем они с таким трудом доставали деньги, и перестали распределять сформировавшиеся потоки средств на «большую науку» и поддержание коллектива. Вместо того чтобы обучать молодых докторов и заниматься научными изысканиями, они предпочли гастролировать по стране с лекциями на спонсорские деньги и проводить не представляющие никакой научной ценности заказные исследования фармпрепаратов. Их использовали, чтобы продвигать лекарства на российском рынке и включать в ограничительные перечни (ЖНВЛП). Чтобы удостовериться в правдивости этих слов — откройте любой крупный российский медицинский журнал, прочитайте заголовки статей и хвалебные выводы.

Последние два десятка лет перед врачами невероятно остро стояла этическая дилемма: либо ты «продаешься», либо ведешь нищенский образ жизни. Жизнь кафедральных сотрудников и преподавателей медицинских вузов, которые оставались верными моральным принципам, катастрофически ухудшилась. Тут нужно особо оговорить, что качественное образование врача стоит очень дорого.

Настоящие врачи-ученые были отрезаны от научного знания: библиотеки не выписывали западную литературу, выписка научного журнала ($100-500 в год) или покупка статьи ($5-30 за штуку) считались роскошью.
Новые российские книги и статьи в общей массе читать было практически незачем либо из-за низкого качества, либо из-за ангажированности.
Параллельно нарастала прослойка «псевдоученых» с липовыми диссертациями. Некоторые из них были очень активны в научной среде и медиа, распространяя в корне неверную информацию среди врачей, привыкших с советского времени доверять «докторам наук из столицы». Кроме того, появление уникального класса ученых-мошенников привело к фактической девальвации системы научных степеней и званий в глазах научного сообщества. При этом наличие кандидатской или докторской степени служит обязательным условием для получения гранта, публикации в рейтинговом журнале или возможности читать лекцию для врачей.
Образование молодых докторов в медицинских вузах и на кафедрах держалось во многом на преподавателях старой формации, которые могли даже в условиях кризиса передать молодой поросли медицинское знание. Но медицинская наука развивается очень быстро (ее достижения проникают в Россию с задержкой на 10-20 лет), поэтому знания учителей старой школы быстро устаревали. И речь здесь не только о высоких технологиях, а об обычной рутине, с которой врач сталкивается чуть ли не каждый день.
Сейчас ситуацию дополнительно усугубляет курс на отделение учебного процесса от лечебной работы. Контакты студентов с больными предельно ограничиваются, обучение медицине происходит на муляжах и по учебникам, в больших группах. Обладающие наибольшим опытом кафедральные сотрудники, десятилетиями курировавшие палаты, массово отстраняются от практического ведения пациентов и научных исследований. Все это объясняется юридическими тонкостями и, конечно, очень выгодно главным врачам клиник, выстраивающим свою маленькую вертикаль власти.
Большинство моих коллег, оставшихся в государственной медицине, одновременно совмещают лечебную, научную и организационную работу, а также преподают на кафедре. Помощь больным — в приоритете, в условиях цейтнота жертвовать приходится именно преподаванием: обычно обучение «передают» ординаторам и аспирантам, зачеты получают даже самые слабые студенты. Поэтому выпустившиеся из вуза счастливые обладатели «диплома врача», если не прикладывали экстраординарной воли к получению знаний, совершенно не готовы к лечению самых простых категорий пациентов.
Отсутствие опыта у врача рождает страх перед новыми методами лечения, который не может быть переломлен, если у тебя нет учителя, который расскажет про побочные эффекты и методы их предотвращения. В некоторых областях медицины доктора, обладающие экспертным знанием о современных технологиях, вообще исчезли. И некому стало учить учителей, не то что рядовых врачей. Курсы повышения квалификации, которые мы обязаны посещать раз в пять лет для продления сертификата, представляют собой бутафорию. Знания, которые на них даются, подобны свету далеких звезд, который достигает Земли уже после того, как они погасли..



http://ej2015.ru/?a=note&id=27845#

28-06-2015 08:14
На сайте с
18-08-2014

Пол
Женский
Я всегда говорила, что взятка врачу может улучшит ваши бытовые условия пребывания в палате. Может улучшить отношение к вам. Но ни в коем случае она не повысит компетентность и профессионализм доктора.

28-06-2015 10:32
На сайте с
19-08-2011

Пол
Женский
Печально!!!!!

28-06-2015 14:02
На сайте с

Пол
Мужской
Печально, когда не некому написать статью в NEJM, а некому прочитать статью в NEJM (c)

28-06-2015 14:09
На сайте с
19-08-2011

Пол
Женский
Спасибо за статью, прочитала. Печально, что летим в пропасть, я давно лечусь на личных контактах, слава богу что ничего серьезного не заработала. Ттт.
Лично я чем могу помочь нашей медицине? Денег дать на подписку журналов? У меня дача)) )) Почему не пишут- не могу сказать, не интересовалась.
Все валится и рушится, врач на приеме уделяет внимание пациенту 5-10 мин и те заполняет карту. Есть исключение из правил, но для большинства все серо и уныло. Аспирин и пенициллин.

28-06-2015 14:48
На сайте с
7-02-2012

Пол
Мужской
мне слава БОГУ в основном встречаются профессионалы дай Бог им здоровья. зачем такая статья ???,,,,,,(((( помощь нужна?

28-06-2015 15:07
На сайте с

Пол
Мужской
Цитата
зачем такая статья ???   


Затем,чтобы люди читали правду, а не путинский ТВ смотрели. Еще вопросы ? Вы путиноид? Путиноидов удаляю без разговора.


Цитата
Лично я чем могу помочь нашей медицине?


Ничем.Но себе можете помочь, правда только отчасти..

28-06-2015 15:30
На сайте с
19-08-2011

Пол
Женский
Я себе и многим помогаю сама, 12 лет стажа в неотложке, из них 5 лет в анестезии. Мне ли не знать, но спасибо за просвещение!

28-06-2015 17:29
На сайте с
13-06-2015

Пол
Женский
Если позволите ))), мое небольшое мнение . Вот как могут принимать на платное обучение в мед. институт ? Как может учиться на врача, человек с низким IQ ? Как так ? Чаще всего, я думаю, родители недоросля подумали и решили, врач - престижная, даже статусная профессия ( не будем вникать, хорошооплачиваемая или нет), посоветовались и решили, будет наше чадо врачем ! Ведь позволить себе оплачивать обучение сам студент не может, насколько я знаю, в мед.инс-те самое дорогое обучение. Эта профессия требует больших знаний, а кто там учится ? Три человека с потока - бюджетники, которые сами так решили, и их приняли по результатам экзаменов, и хрен знает сколько тех, за кого заплатили родители, и за них решили, кто они будут по жизни. Как они зачеты сдают тоже понятно. И эти люди возьмут на себя отвественность за жизни других людей? У других профессий нет таких рисков, если ты плохой юрист,экономист, менеджер - у тебя или не будет клиентов, или просто будешь невостребован, а врач, даже самый плохой, может спокойно работать в какой-нибудь район.поликлинике, их всегда не хватает. Я уверена, обучение в мед.ин-те должно быть бесплатным и только по результатам экзаменов ! Человек должен сам хотеть стать врачем и любить свою профессию,да просто любить людей, ведь эта профессия подразумевает под собой огромное милосердие и гуманизм !
P.S. Я всегда консультируюсь у нескольких врачей, все говорят разное, вывод приходится делать самой, доверять сразу и одному врачу - невозможно.

29-06-2015 17:18
На сайте с

Пол
Мужской
Цитата
Я всегда консультируюсь у нескольких врачей, все говорят разное, вывод приходится делать самой,   


С ВИЧ-инфекцией это работает, т.к. предмет предельно простой. Но когда потребуется решить ставить стент в ЛКА или нет,это не сработает. Один врач скажет- ставить, второй -нет, третий ставить, четвертый-нет ? Не поставили стент ( за ваш же счет, кстати )- случился инфаркт и вы превратились в инвалида ( если остались живы ), потому что развилась недостаточность кровообращения.

Правило Гиппократа все же помнят?


30-06-2015 01:40
На сайте с
13-06-2015

Пол
Женский
Я во всем этом плохо разбираюсь, да и надо ли ? Люди годы отдают медицине, всю жизнь отдают, и у них сомнения, врачи - не Боги, но свое дело надо знать на отлично, стремиться быть одним из лучших в своем деле !В предыдущем своем сообщении, только хотела сказать, как на начальном этапе в медицине можно было бы что-то изменить, чтобы в медицину не могли попасть дебилы, только люди с высоким IQ ! Если во всех профессиях все будут любить свое дело и делать его с удовольствием, я думаю, мир измениться !
По поводу того, делать что-то или нет, это должен выбрать сам человек. У нас был такой случай, у моего мужа нашли межпозвонковую грыжу, качество жизни не просто ухудшилось, невозможно стало жить, разные специалисты и сказали по-разному : одни - делать операцию, другие сказали, что если обезболивается препаратами, то лучше ничего не трогать, это спинной мозг, и можно, вообще, после операции не встать ! Мы выбрали второе ! Это наше решение, и ответственность за него несли сами.
А по поводу правила Гиппократа, я в шоке ! Это цинично и бездушно ! Если этому учат в институте- беда !

30-06-2015 09:56
Цитировать
закрытьВаше сообщение