Антирелигиозная религия
Я гоню не делом, а преследую словом,
не еретика, а ересь, не человека,
но заблуждение ненавижу
святитель Иоанн Златоуст
Размышления богослова
Почему человек обращается к Богу? Что это - потребность в защите, желание испытать религиозный экстаз, стремление отличаться от неверующих и демонстрировать свою религиозность? Видимо, общих ответов нет, каждое обращение - это тайна человеческой души. И тем не менее существует тысячелетний опыт, который можно обсуждать.
Точно так же можно обсуждать и другой вопрос - а почему речь идет именно об обращении в Православие? То ли потому, что это русская традиция и многие крещены в детстве, то ли потому, что в Православии открываются некие измерения, недоступные в иных формах религиозности?
Мы попросили поделиться своими размышлениями об этом православного человека, профессора Московской Духовной Семинарии и Академии Алексея Ильича Осипова.
Справка Фомы: Алексей Ильич Осипов родился в 1938 году. Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. С 1965 года - преподаватель основного богословия в Московской Духовной Академии. В 1985 году присвоена ученая степень доктора богословия. Сейчас - профессор Московской Духовной Академии. Известен своими апологетическими статьями, книгами, публичными лекциями.
Что со мной происходит?
Человечество всегда стремилось к счастью, миру, справедливости, материальному изобилию. Но реальная история говорит, что чем ближе к нашему времени, тем хуже с этим. Двадцатый век залил кровью весь земной шар, хотя от него ожидали рая на земле. Прогресс ведет нас прямым путем к кризисам. Например, экологическому. В книге академика Н.Н. Моисеева Быть или не быть человечеству говорится, что человечество как биологический вид смертно. Всечеловеческий научно-технический прогресс, который ставит своей целью максимальное благоденствие человечества на Земле, приводит его к смерти. Хотя в животном мире все хорошо. Разве Землю портят тигры и верблюды?! Где же произошла ошибка? Ведь не было же злодея, который только бы и думал о том, как погубить Землю.
А что же происходит внутри человека? Мне кажется, что я - хороший. Но, оказывается, я хорош до тех пор, пока меня не тронули как следует. К примеру, Петр, апостол, горячий человек, восклицал: Господи, даже если умереть мне придется с Тобою, я не отрекусь от Тебя. И вот, когда Христа уже взяли под стражу, при первом вопросе подозрительной служанки: И ты с Ним был?, Петр отрекается... Сняв розовые очки, мы невольно повторяем слова апостола Павла: Бедный я человек!.. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Послание к Римлянам, 7 глава, стихи 24, 15, 19), - и не могу справиться. Но это очень странно. Почему так остро порой чувствуется некий диссонанс в нашей жизни? Где же произошла ошибка?
Я думаю, ошибка в том, что человек забыл, что он - духовно-телесное существо. И что эта духовная часть связует его с Богом. Человек забыл, что он - смертное существо, но что по духу своему предназначен к вечному существованию. Он забыл о первичности духовного начала. Если бы не телесная, не материальная сторона обладала в человеке, то он бы, наверное, совершенно иначе относился бы к окружающей природе (бережно, как к продолжению своего тела), к другому человеку (не рассматривал бы его как врага). Не возникла бы та ужасная вещь, которая называется потребительским отношением к миру и к другому человеку. Забывчивость привела человека к потере гармонии между миром и собой, между собой и другими, между душой и Богом.
Цитата
Не опускайте тему к межрелигиозным разборкам!
Не поддержу!
Да ладно, тема твоя изначально скользкая, от неё и сталкиваются люди лбами всех верований и конфессий
Россия, Иркутск
Тибетский религиозный лидер процитировал слова из своей книги «Вне религии. Этика для целого мира», которую он опубликовал в 2011 году и в которой он утверждает, что религия сама по себе не может обеспечить благополучное разрешение мировых трудностей.
«Любое, основанное на религии, решение проблемы нашего пренебрежения внутренними ценностями никогда не сможет быть универсальным, и, соответственно, будет неподходящим. Что нам нужно сегодня - это такой подход к этике, который не обращается за помощью к религии и может быть одинаково приемлемым и для верующих и для неверующих: это светская этика», - написал он.
Как отмечает газета “Los Angeles Times” в своем обзоре работы Далай-ламы, 77 -летний буддийский монах, однако, отнюдь не «разоблачает веру», а, скорее, с выдвигает на первый план необходимость во всеобщих универсальных моральных ценностях, которые коренятся в сострадании и актуальны в наше время.
Метафора, которую Далай-лама любит использовать, звучит так: «Разница между этикой и религией похожа на разницу между водой и чаем. Этика без религиозного содержания является водой, которая жизненно необходима для здоровья и выживания. Этика, смешанная с религией - это чай, питательная и ароматическая смесь воды, чайных листьев, специй, сахара и, в Тибете, ещё щепотки соли».
«Но как бы чай ни был приготовлен, основным ингредиентом всегда будет вода», - говорит он . «В то время как мы можем обходиться без чая, мы не можем жить без воды. Точно так же, мы рождаемся свободными от религии, но мы не рождаемся свободными от потребности в сострадании».
Удостоенный в 1989 году Нобелевской премии мира, Далай-лама уже давно является активным пропагандистом сострадания, религиозной терпимости и необходимости объединения науки и духовности перед лицом страданий в современном мире.
13 дек. 2013 г. в 04:21