Христос ничего не гарантирует, или Игра в церковную жизнь
автор Уминский Алексий (прот.) пишет о детях, выросших в церковной семье.
Но в сущности, многие взрослые барахтаются в младенчестве веры.
Хотя Христос сказал, что если не будем как дети, то и не увидим Царства Божьего.
Значит правильнее нам не младенцами-детьми называться,
а темными людьми или теми, которых не осветил еще Христос.
Далее текст статьи.
Человек долго ходил в храм и вдруг охладел к Церкви. Подросток вырос в церковной семье и уходит из нее. Разочарование, равнодушие, протест. В чем причина?
Подросток переживает трудное время. Молиться не хочется, исповедь — особо сказать нечего, причащаться – подростку непонятно, зачем. И никто не объяснит ему, потому что он не спрашивает. Ответа на свои вопросы он тоже не находит, потому что видит вокруг себя то, что имеет относительное отношение к реальности.
Да, все красиво, хорошо, замечательно, все в платочках. Но суть и смысл происходящего непонятны. И не только для подростка, для очень многих людей, которые в храме стоят и молятся. Для его собственных родителей.
В интерпретации родителей Церковь часто предстает сказочным домиком, в который приходят за вкусненьким и сладеньким. Можно услышать, как иногда мамы причащают ребеночка: «Сейчас тебе батюшка даст сладенького, сейчас он тебе медочку даст»!
Ужасно! Это вместо того, чтобы ребенку с младенчества говорить, что он сейчас будет причащаться истинного Тела и Крови Христовых. Так и наша церковная жизнь, к сожалению, превращается в какую-то сказочку.
Сущность веры для многих — это хождение по церковному кругу. У нас есть прекрасный церковный круг богослужения. От Пасхи до Пасхи, от поста до поста. Привычно и хорошо этим кругом ходить, этаким хороводиком церковным, меняя праздничные платочки. Можно ни о чем не думать, совсем можно не задумываться о смысле этого хождения. И человек вдруг так привыкает ходить по церковному кругу, что за Христом ему ходить уже не надо.
Не надо идти за Христом.
Потому что все есть в церковном круге.
И ведь правда все есть. Но церковный годовой круг – это не самое главное. А когда нет главного, когда вдруг главное уходит, не ощущается, тогда для подростка начинается большая проблема.
Ходить по кругу не хочется. Взрослым удобно ходить по кругу — мы привыкли, нам это уютно и гарантировано. А подростку или юноше нужно главное. Он главного не видит. Не видит хождения за Христом. Не слышит голоса Христа, не ощущает реально Христа в своей жизни.
Человек начинает искать. Либо в Церкви ищет и, может быть, находит, либо уходит с этого места и ищет что-то другое на стороне. Может вдруг возвращаться, осознав, что главное – все-таки Христос.
Это очень сложные и трагические вещи.
Человек может найти главное, но нескоро.
Но в сущности, многие взрослые барахтаются в младенчестве веры.
Хотя Христос сказал, что если не будем как дети, то и не увидим Царства Божьего.
Значит правильнее нам не младенцами-детьми называться,
а темными людьми или теми, которых не осветил еще Христос.
Далее текст статьи.
Человек долго ходил в храм и вдруг охладел к Церкви. Подросток вырос в церковной семье и уходит из нее. Разочарование, равнодушие, протест. В чем причина?
Подросток переживает трудное время. Молиться не хочется, исповедь — особо сказать нечего, причащаться – подростку непонятно, зачем. И никто не объяснит ему, потому что он не спрашивает. Ответа на свои вопросы он тоже не находит, потому что видит вокруг себя то, что имеет относительное отношение к реальности.
Да, все красиво, хорошо, замечательно, все в платочках. Но суть и смысл происходящего непонятны. И не только для подростка, для очень многих людей, которые в храме стоят и молятся. Для его собственных родителей.
В интерпретации родителей Церковь часто предстает сказочным домиком, в который приходят за вкусненьким и сладеньким. Можно услышать, как иногда мамы причащают ребеночка: «Сейчас тебе батюшка даст сладенького, сейчас он тебе медочку даст»!
Ужасно! Это вместо того, чтобы ребенку с младенчества говорить, что он сейчас будет причащаться истинного Тела и Крови Христовых. Так и наша церковная жизнь, к сожалению, превращается в какую-то сказочку.
Сущность веры для многих — это хождение по церковному кругу. У нас есть прекрасный церковный круг богослужения. От Пасхи до Пасхи, от поста до поста. Привычно и хорошо этим кругом ходить, этаким хороводиком церковным, меняя праздничные платочки. Можно ни о чем не думать, совсем можно не задумываться о смысле этого хождения. И человек вдруг так привыкает ходить по церковному кругу, что за Христом ему ходить уже не надо.
Не надо идти за Христом.
Потому что все есть в церковном круге.
И ведь правда все есть. Но церковный годовой круг – это не самое главное. А когда нет главного, когда вдруг главное уходит, не ощущается, тогда для подростка начинается большая проблема.
Ходить по кругу не хочется. Взрослым удобно ходить по кругу — мы привыкли, нам это уютно и гарантировано. А подростку или юноше нужно главное. Он главного не видит. Не видит хождения за Христом. Не слышит голоса Христа, не ощущает реально Христа в своей жизни.
Человек начинает искать. Либо в Церкви ищет и, может быть, находит, либо уходит с этого места и ищет что-то другое на стороне. Может вдруг возвращаться, осознав, что главное – все-таки Христос.
Это очень сложные и трагические вещи.
Человек может найти главное, но нескоро.
20-09-2012 18:45
Украина, Киев
Прогуливаясь от Пасхи до Пасхи по церковному кругу, от исповеди до исповеди, от воскресения до воскресения, можно решать какие-то проблемы, в том числе и служения, миссионерства, но главного может и не быть, потому что человек в этот момент не нуждается ни в чем.
Ему не надо особенно молиться, потому что можно отчитать молитвенные правила.
Ему не надо каяться и глубоко в себя заглядывать, потому что есть ежемесячная, или еженедельная исповедь.
Он причащается и знает: «Вот, я причастился, все сделал правильно. Прочитал каноны, поисповедовался у священника, меня допустили. Значит – не в суд, и не во осуждение, значит, у меня уже тут все хорошо, все сделано, куда еще идти? Я даже Евангелие читаю раз в неделю, раз в день по главе, потому что так надо».
А ведь можно прочесть и ничего не услышать.
А можно что-то услышать и понять, что главное, а что второстепенное.
Мне кажется, что в нашей жизни сейчас перестало хватать той остроты понимания, что надо, вообще-то, идти за Христом.
Надо очень серьезно вживаться в евангельский текст. Надо очень глубоко переживать каждое слово, сказанное в Евангелии, и очень глубоко переживать Евхаристию. Если этого не будет, то тогда — увы.
Церковный круг — это еще не все. Это только подпорка для хождения за Христом, а не для хождения по кругу.
Подростку нужна внутренняя правда. Он должен понимать, что с ним происходит, и почему, собственно говоря, он ходит в церковь. Не просто потому, что он родился в этой стране, а родители отправили его в воскресную школу учиться, а потом по воскресеньям приучили причащаться.
Мы все время рассчитываем, что все само заработает, что само все по себе сложится, что вот если мы будем делать это, это, это и это, то обязательно будет то и то. Если мы будем с ребенком ходить в храм, приучим читать вечерние молитвы, то обязательно прорастет вера. Прорастет, но только когда? И при каких обстоятельствах? Этого мы не знаем. Но ищем гарантированный путь. Нам кажется, что благочестие гарантировано. Но у нас ничего не гарантировано. Евангелие абсолютно ничего не гарантирует человеку.
Христос ничего не гарантирует!
Христа надо очень искать в своей жизни, постоянно. Тогда найдешь. А если не будешь искать Христа – не найдешь, будешь все время мимо проходить.
20-09-2012 18:46