Ты лукавишь и насилуешь, чтобы донести свет до ослепших? Так перечти Мф. 7, 12.
Яков Кротов
К ЕВАНГЕЛИЮ
http://krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/07_12.htm
Мф. 7, 12. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
Лк. 6, 31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
Так называемое золотое правило этики. Конфуций за несколько веков до Иисуса сформулировал его словом взаимность и выразил негативно: не делай другому того, что сам не любишь. В негативном виде это правило воспроизводили раввин Гиллель, Филон Александрийский, греческий философ Исократ.
На первый взгляд, это - формула, и её соблазнительно попереворачивать, словно формулу. Однако, утверждение не поступай с другими так, как они не поступают с тобой, означает совершенно другое.
Этика - не математика.
Этика, скорее, похожа на географию или историю. Чтобы переселиться из Москвы в Тверь нужно намного меньше времени и денег, чем для переселения из Твери в Москву.
От субботы до понедельника, как известно, не то же время, что от понедельника до субботы.
Ориентироваться на другого - точнее, на поведение другого - как на стандарт для себя означает, во-первых, предавать себя, во-вторых, это обрекает на поражение.
Так, новичкам в шахматах кажется, что, если повторять ходы опытного противника, партию можно свести вничью.
Если другой мне не одалживает денег, не прощает меня, не любит меня, - отвечать ему тем же? Добро пожаловать в террариум! Посторонним в!
А вот не командовать другим - если сам не любишь, когда тобой командуют - это пожалуйста.
Золотое правило можно сопоставить с категорическим императивом Канта: Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом (либо: Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству).
Не манипулируй, да не манипулируем будеши!
Примечательно, что Иисус не утверждает, будто соблюдение этой заповеди выгодно или спасительно.
Он говорит, что эта заповедь есть воля Божия, - выражение закон и пророки обозначает совокупность текстов, в которых выражено откровение Бога о Своей воле.
Можно предположить даже, что эта заповедь абсолютно тождественна радушному предложению взять крест и идти за Иисусом. Потому что здесь предлагается уравнять единицу и сто миллиардов.
Как в известной шутке советских (увы, не только) времён: Если ты плюнешь на партию, она этого не заметит, а если партия плюнет на тебя....
Если я хочу, чтобы мне все чистили ботинки, - это одно.
Но если я стану всем чистить ботинки - это, извините, совсем несимметрично.
То-то многие святые предпочитали ходить босиком, и Бог призывал снять обувь, стоя перед Ним.
Стоит заметить, что формула Иисуса - в отличие от прочих - обращена не к личности, не к одному, а к некоему множеству. Вы.
Она обращена к общине, к людям, среди которых уже мирные отношения до такой, во всяком случае, степени, что они стали учениками Иисуса. Посторонние могут не беспокоиться.
Во-вторых, Иисус начинает со слова хотите, изволите. Категорический императив и прочие формулы не видят в человеке активного начала. Живёт себе, растёт, что-то там ковыряется - так вот не ковыряй так, как не хочешь, чтобы в тебе ковырялись.
Иисус надеется, что человек не просто ковыряется и ковыляет, а хочет куда-то попасть. Его формула обращена и к паралитику, но только, если только тот хочет пойти.
Она не обращена к христианскому активисту, который притворяется, что ничего не хочет, что уже попал в яблочко, а только хочет, чтобы во всём была воля Божия.
Воля Божия может совершиться там, где господствует неволя.
Воля Божия может победить человеческое безволие.
Воля Божия, однако, не может и не хочет совершаться там, где господствует воля к лицемерию и ханжеству.
Ты лукавишь и насилуешь, чтобы донести свет до ослепших? Так перечти Мф. 7, 12.
К ЕВАНГЕЛИЮ
http://krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/07_12.htm
Мф. 7, 12. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
Лк. 6, 31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
Так называемое золотое правило этики. Конфуций за несколько веков до Иисуса сформулировал его словом взаимность и выразил негативно: не делай другому того, что сам не любишь. В негативном виде это правило воспроизводили раввин Гиллель, Филон Александрийский, греческий философ Исократ.
На первый взгляд, это - формула, и её соблазнительно попереворачивать, словно формулу. Однако, утверждение не поступай с другими так, как они не поступают с тобой, означает совершенно другое.
Этика - не математика.
Этика, скорее, похожа на географию или историю. Чтобы переселиться из Москвы в Тверь нужно намного меньше времени и денег, чем для переселения из Твери в Москву.
От субботы до понедельника, как известно, не то же время, что от понедельника до субботы.
Ориентироваться на другого - точнее, на поведение другого - как на стандарт для себя означает, во-первых, предавать себя, во-вторых, это обрекает на поражение.
Так, новичкам в шахматах кажется, что, если повторять ходы опытного противника, партию можно свести вничью.
Если другой мне не одалживает денег, не прощает меня, не любит меня, - отвечать ему тем же? Добро пожаловать в террариум! Посторонним в!
А вот не командовать другим - если сам не любишь, когда тобой командуют - это пожалуйста.
Золотое правило можно сопоставить с категорическим императивом Канта: Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом (либо: Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству).
Не манипулируй, да не манипулируем будеши!
Примечательно, что Иисус не утверждает, будто соблюдение этой заповеди выгодно или спасительно.
Он говорит, что эта заповедь есть воля Божия, - выражение закон и пророки обозначает совокупность текстов, в которых выражено откровение Бога о Своей воле.
Можно предположить даже, что эта заповедь абсолютно тождественна радушному предложению взять крест и идти за Иисусом. Потому что здесь предлагается уравнять единицу и сто миллиардов.
Как в известной шутке советских (увы, не только) времён: Если ты плюнешь на партию, она этого не заметит, а если партия плюнет на тебя....
Если я хочу, чтобы мне все чистили ботинки, - это одно.
Но если я стану всем чистить ботинки - это, извините, совсем несимметрично.
То-то многие святые предпочитали ходить босиком, и Бог призывал снять обувь, стоя перед Ним.
Стоит заметить, что формула Иисуса - в отличие от прочих - обращена не к личности, не к одному, а к некоему множеству. Вы.
Она обращена к общине, к людям, среди которых уже мирные отношения до такой, во всяком случае, степени, что они стали учениками Иисуса. Посторонние могут не беспокоиться.
Во-вторых, Иисус начинает со слова хотите, изволите. Категорический императив и прочие формулы не видят в человеке активного начала. Живёт себе, растёт, что-то там ковыряется - так вот не ковыряй так, как не хочешь, чтобы в тебе ковырялись.
Иисус надеется, что человек не просто ковыряется и ковыляет, а хочет куда-то попасть. Его формула обращена и к паралитику, но только, если только тот хочет пойти.
Она не обращена к христианскому активисту, который притворяется, что ничего не хочет, что уже попал в яблочко, а только хочет, чтобы во всём была воля Божия.
Воля Божия может совершиться там, где господствует неволя.
Воля Божия может победить человеческое безволие.
Воля Божия, однако, не может и не хочет совершаться там, где господствует воля к лицемерию и ханжеству.
Ты лукавишь и насилуешь, чтобы донести свет до ослепших? Так перечти Мф. 7, 12.
2-05-2011 12:32