ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ КАК КОМПОНЕНТ
ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ/СПИДа
Половое воспитание – система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола.
Цель полового воспитания – способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения и нравственным межполовым отношениям, содействовать укреплению брака и семьи.
Содержание полового воспитания составляет все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни.
В условиях нашей страны дистанция между национальными и региональными психосексуальными культурами очень велика, и люди придают сохранению традиции в этой сфере жизни чрезвычайно насыщенное эмоциональное значение, отчего обсуждение проблем пола часто приобретает идеологическую окраску. Это вы-двигает целый комплекс проблем по разработке стратегии и тактики, путей, методов и средств организации полового воспитания, дифференцированных в зависимости от той культуры, в которой оно будет осуществляться.
В большинстве стран мира общественный уклад диктует следующие направления воспитания: девочка – будущая мать и хозяйка дома, мужчина – защитник и кормилец семьи.
На протяжении многих веков воспитание мальчиков и девочек происходило в однополых группах. Расставшись в раннем детстве, будущие продолжатели рода человеческого встречались для общения лишь в предсвадебный период, поэтому душа представителя противоположного пола была им совершенно непонятна. Некоторые супружеские пары, прожив долгую совместную жизнь, родив и воспитав детей, так и оставались духовно чужими друг другу. Не стоит ходить за примерами слишком далеко или углубляться в историю человечества. Достаточно вспомнить, что в нашей стране до 1954 г. существовала система раздельного обучения мальчиков и девочек, хотя, конечно, во внеурочное время дети и встречались, и общались.
У раздельного обучения свои плюсы и свои минусы. Девочка была менее доступной, более загадочной и, значит, более желанной. Мужские компании были крепче, мужественность почиталась и уважалась. Существовала иная система ценностей. Юношу воспринимали не с точки зрения «сколько ты стоишь?», а «чего ты заслуживаешь?». Интимная жизнь подростка 50-х годов была более целомудренной, подчиненной морали взрослых, полоролевые функции после свадьбы обретали новую окраску и особую значимость. Но закомплексованность, скованность в сексуальных отношениях, безрадостные «грехи на стороне» как попытка расцветить будничную законную интимную жизнь и, как результат, огласка, развод, иногда под давлением родственников, возмущенных супружеской неверностью, – тоже последствия раздельного воспитания.
Семидесятые годы XX столетия предложили нашему обществу другую крайность. Пришедшее к нам с некоторым опозданием движение хиппи – детей, восставших против морали родителей, – породило феномен сексуальной революции, когда все принадлежали всем. Из интимных отношений уходило главное – духовность. Был провозглашен лозунг всеобщей ответ-ственности за коллективные действия, в том числе и за коллективное отцовство, что в конечном счете породило безответственность и сирот-ство.
Чем с сексологической точки зрения характеризуются взаимоотношения сегодняшних подростков? Как ни странно, модой на моногамность, стремлением к единопартнерству. Кроме того, эротичность все больше феминизируется и маскулинизируется.
Сексуальные проявления имеют три стадии.
Первая называется платонической и включает в себя намеки, взгляды, речевые формы общения.
Эротическая (вторая) стадия самая много-плановая. К эротическим символам можно отнести массу предметов материальной культуры: запахи духов, модную одежду, возбуждающую музыку. Контакты между двумя людьми – объятия, поцелуи, ласки – тоже эротика.
Третья стадия – коитальная («коитус» на латинском – «соитие»).
Степень сексуальности зависит от вкуса и уровня общей культуры. И то и другое, т.е. привитие здорового эстетического вкуса и развитие общей культуры, являются воспитательной функцией образовательного учреждения.
Система представлений о возможном и должном в сфере межполовых отношений у каждого человека складывается постепенно. Процесс этот происходит разными темпами, на фоне различной заинтересованности в получении соответствующих сведений. То, что для одного является преждевременным, у другого – пройденный этап. Человеку необходимо дорасти до понимания некоторых вещей, и ускорять или замедлять этот процесс искусственно вредно: результат будет деформированным. Необходимо лишь заложить его правильные основы.
Цель образовательного учреждения – заложить такие основы, расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем и не упуская возможностей, связанных с особенностями возраста и характера физиологических сдвигов в организме учащихся.
Учитывая сложившуюся в стране ситуацию с ВИЧ/СПИДом, задачами полового воспитания должны стать:
• привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;
• формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и родительскому долгу;
• защита (методами воспитания) физического и репродуктивного здоровья учащихся;
• обеспечение учащихся систематической и грамотной информацией, которая поможет им понять, что с ними происходит, адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, с наименьшими психологическими потерями пройти этот непростой этап взросления.
При осуществлении полового воспитания необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Половое воспитание не должно быть обособленным, оно должно осуществляться во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы школы.
2. Необходимо, чтобы содержание, формы и методы полового воспитания соответствовали возрастным особенностям учащихся (в том числе и этапам полового развития), а также уровню их знаний по конкретным темам. Они имеют право получать исчерпывающие (на их уровне) нравственно направляющие ответы на все возникающие у них вопросы.
3. Учащиеся, интересующиеся более глубокими и специфическими вопросами, должны получать требуемую информацию из бесед с приглашенными специалистами индивидуально или в небольшой группе.
Исходя из общих задач полового воспитания, выделяют несколько основных его направлений:
а) полоролевое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности и женственности и оптимальных коммуникативных установок мужчин и женщин;
б) сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию формирования сексуально-эротических ориентации и сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и нравственных требований;
в) подготовка к ответственному супружеству как формирование супружеских ролей и выработка установок взаимно ответственного партнерства;
г) подготовка к ответственному родительству, предполагающая формирование ролевого поведения матери и отца по отношению к детям и выработку оптимальных репродуктивных установок;
д) формирование здорового образа жизни.
Эти направления – взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие целостного процесса воспитания, начинающегося с первых дней жизни ребенка.
Таким образом, профилактика ВИЧ/СПИДа среди несовершеннолетних должна быть направлена на снижение факторов риска заражения ВИЧ-инфекцией (безответственного сексуального и рискованного наркоманического поведения) и усиление протективных факторов среди несовершеннолетних и молодежи (осознанного ответственного поведения и здорового образа жизни).
Половое воспитание детей до 7 лет. В возрасте 3–4 лет дети приобретают знания о своем теле и основных фактах бытия. Они начинают спрашивать, откуда берутся лети, и способны понять простые ответы, но не разбираются в отвлеченных понятиях или сексуальных проблемах взрослых. Они уже справляются с выполнением элементарных правил гигиены, т.е. умываются, чистят зубы, самостоятельно ходят в туалет, едят и засыпают. Они начинают понимать необходимость уединения. Лучшее, что могут сделать родители и специалисты образовательных учреждений в этот период, – это создать атмосферу, в которой ребенок не стесняясь задает вопросы о разных частях тела, здоровье и сексуальности.
В 5–7 лет дети понимают более сложные стороны таких явлений, как здоровье, болезнь и сексуальность. Они интересуются такими вещами, как рождение, брак или смерть. Дети лучше понимают ответы на свои вопросы, если они иллюстрируются конкретными примерами из повседневной жизни. Если, скажем, ваш ребенок до крови порезал палец, самое время объяснить ему, что микробы, вызывающие болезнь, могут попадать в организм через ранку. В этом возрасте ребенок должен знать, что нельзя принимать лекарства без разрешения родителей.
Дошкольный возраст (начиная с первого года жизни) относится к парапубертатному периоду психосексуального развития, в течение которого формируется половое самосознание.
Совсем еще маленькие дети, казалось бы не имеющие никакого понятия о половых различиях, не только обладают своим опытом, но и очень скоро составляют на этот счет определенное представление. Естественно, в большинстве случаев оно ошибочно, и, если не исправить такое ошибочное представление ребенка, оно рискует нарушить его сексуальное равновесие в будущем.
Например, особенность девочек в возрасте 6–7 лет – трогательное жеманное кокетство, связанное с самым первым пиком женской сексуальности. Для родителей и воспитателей в этот период очень важно не впадать в крайности. Не надо усиленно демонстрировать окружающим проступающую сквозь детские черты женственность. Намеки, не всегда тактичные шутки смущают ребенка или, напротив, провоцируют чересчур развязное поведение. Впоследствии оно может помешать девочке в общении со сверстниками, и те же самые взрослые, еще вчера восхищавшиеся жеманством малышки, резко одергивают ее, теперь уже угловатого подростка.
Другая крайность – пресечение у девочки дошкольного возраста всех форм женского поведения, что ведет к развитию у ребенка замкнутости, неуверенности в себе, затрудняет его контакты со сверстниками. Отношение к детскому кокетству должно быть здоровым и спокойным.
Еще пример. Мальчика шести лет родители, воспитатели или старшие дети «уличают» в мастурбации и в большинстве случаев бестактно и грубо обращаются с ним: кричат на него, бьют по гениталиям, пугают: «Если будешь продолжать делать то, что делаешь, то превратишься в девочку». Все это вселяет в душу ребенка глубокий страх, и есть серьезная опасность, что в подростково-юношеском возрасте этот страх спровоцирует у физически и психически нормального человека вторичную импотенцию. А последствия сексуальных фиаско у молодых людей бывают самые трагические – от глубокой депрессии до попыток самоубийства.
Следует тактично, не пугая, отучить малыша от этой привычки, выяснив ее причину. Она чаще всего в гельминтах (глистах), в невнимании к личной гигиене, в неудобной, натирающей, грубой одежде. Сначала надо справиться с этим, а затем не торопясь, ласково переключить интересы ребенка на объекты внешнего мира.
То, что происходит на ранней стадии полового развития детей, ничем не отличается от того, что случается в других сферах. Здесь тоже трудно исправить ошибки, если они были допущены с самого начала. Поэтому, чтобы не допустить нежелательных последствий, важно знать ошибочные полоролевые представления у детей.
Очень часто представление ребенка о поле (мужском и женском) никак и ни в чем не проявляется, и тогда родителей и воспитателей должно обеспокоить само его отсутствие. Здоровые дети в возрасте 4–6 лет обычно задают вопросы, касающиеся пола, или сами комментируют какие-то понятия. Если они не делают этого, родителям можно порекомендовать как бы случайно самим затронуть эту тему, связав ее, например, с рождением какого-нибудь живого существа – щенка, котенка и т.п.
Приведем некоторые наиболее распространенные ошибочные представления о полах, которые возникают у детей в первые 6 лет жизни.
Девочки, как и мальчики, нередко уверены, что у женщин тоже есть половой член, а когда обнаруживают его отсутствие, считают это каким-то отклонением от нормы. Девочек вообще часто беспокоит то, что они устроены не так, как мальчики. Они часто думают, что какое-то не-счастье лишило их того, что есть у других, иногда даже видят в этом наказание.
Одно из самых частых ошибочных представлений возникает по поводу рождения детей. Вместо того чтобы объяснить действительное происхождение ребенка, родители говорят малышу, что детей находят в капусте, что их приносит аист или что их покупают в магазине. Некоторые утверждают, что дети появляются только тогда, когда два человека любят друг друга. Иногда такая недостоверная информация приводит к тяжелым последствиям. Так, у одной юной девушки была половая близость с мужчиной, и возникшую в результате беременность она никак не связывала с этой близостью. Девушка была убеждена, что ничем не рисковала – ведь она же не была влюблена в этого мужчину.
Как правило, дети думают, будто мама носит ребенка в желудке и он выходит через анальное отверстие. Они долго еще остаются в неведении, какие функции выполняют анальное отверстие и влагалище.
В тех случаях, когда дети застают родителей во время половой близости, они воспринимают происходящее не как проявление любви, а как самое настоящее насилие, как жестокое самоуправство отца над матерью.
Дети, которым были преподаны слишком суровые уроки стыда или которых наказывали, когда их заставали в уединении играющими со своими половыми органами, начинают испытывать враждебность к этим органам, связывая с ними нечто дурное.
Нетрудно понять, какой вред принесут детям подобные ошибочные представления, если позволить им развиваться дальше. Они приведут к восприятию половой функции как чего-то не-пристойного, агрессивного, страшного и тревожного. Ни один ребенок в первые годы жизни не в состоянии разобраться во всем этом самостоятельно. Вполне естественно, что у него будет складываться неверное представление о полах и их взаимоотношениях. Вот почему так важно, чтобы он мог свободно задавать возникающие у него по этому поводу вопросы.
И лучше всего, если именно родители или специалисты по согласованию с родителями помогут ребенку исправить свое ложное представление. Чем раньше это будет сделано, тем меньше у него останется времени для нездоровых размышлений и опасного фантазирования.
Половое воспитание детей 7–11 лет. В рамках полового воспитания младших школьников должны быть учтены основные особенности психосексуального развития детей в этом возрастном периоде.
Психология поведения в этом возрасте определяется интенсивной социализацией, связанной с началом обучения и отсутствием выраженного полового метаморфоза. Хорошо известно, что дети одного возраста, обучающиеся в разных классах, отличаются друг от друга больше, чем дети разного возраста, обучающиеся в одном классе. Особенно разительны эти различия при переходе из 1 во 2-й и из 3 в 4-й классы.
Долгое время полагали, что младший школьный возраст сексуально нейтрален. В психоанализе он рассматривался как латентный период. В ряде отечественных руководств можно встретить обобщенный, «бесполый» анализ психологии и поведения младшего школьника. Из общепризнанного факта дружбы с представителями своего пола как важной характеристики развития нельзя сделать однозначный вывод о сексуальной латентности данного периода. Этот факт относится скорее к гетеросексуальной активности, чем к сексуальным интересам, и не означает прекращения или временной остановки психосексуального развития ни мальчиков, ни девочек.
Возраст 9–10 лет – это период половой гомогенизации – подражания и привязанности мальчиков к отцу, а девочек к матери. Иногда переход к этому этапу происходит быстро, и изменение привязанностей ребенка особенно разительно. Класс разбивается на два лагеря – мальчиков и девочек, измена своему лагерю осуждается и презирается.
Мальчики играют в военные игры, зачитываются героической литературой, засиживаются у телевизоров и компьютеров и подражают своим кумирам по книгам, компьютерным играм и блокбастерам. Они больше тянутся к отцу, а при его отсутствии – к мужчинам вообще (преподавателям, руководителям «мужских» кружков и секций), проявляют настойчивый интерес к «мужской» работе.
Девочки обсуждают в своем кругу первых романтических героев, моду, ведение хозяйства, отдают предпочтение лирической литературе, особенно сближаются с матерью и при благоприятных с ней отношениях поверяют ей свои тайны; больше тянутся к учительницам, но могут и коллективно влюбиться в учителя-мужчину.
И для мальчиков, и для девочек это период формирования оценки себя как представителя определенного пола. Поляризация полов – естественная закономерность развития, внешне часто проявляющаяся действиями агрессивного или оборонительного порядка, которые отражают внутренний интерес к другому полу. В последнее время все чаще у девочек этого возраста приходится наблюдать мальчишески агрессивный стиль поведения, ранее проявлявшийся, и то не всегда и не у всех, лишь в пубертатном периоде. По-видимому, здесь сказываются и акселерация, и заметное смещение половых ролей и представлений о маскулинности-фемининности в современном обществе и семье.
Существуют данные, опровергающие пред-ставления о сексуальной латентности ребенка 7–11 лет. Дети или не осознают, или скрывают свои сексуальные интересы и их проявления. Как уже указывалось, эта скрытность может значительно усиливаться и поддерживаться упущениями воспитания в дошкольном возрасте и их следствием – в виде неосведомленности, стыда и страха, чувства греховности. В этом возрасте отчетливо прослеживается тенденция постепенного учащения мастурбации, гетеросексуальных и реже – генитальных игр.
Отсутствие должного внимания со стороны родителей, педагогов и врачей к половому воспитанию, преобладание мнения об асексуальности младших школьников зачастую способствуют восприятию сексуальности как постыдной, запретной стороны человеческой жизни и часто приводят к тому, что половое воспитание осуществляется тайными совоспитателями. Это неизбежно контрастирует с закономерным развитием половой идентификации и оформлением мужских и женских социальных ролей, что может нередко вести к возникновению конфликтно-невротического напряжения и даже к невротической дезадаптации детей.
Таким образом, профилактика ВИЧ/СПИДа среди здоровых детей до 10–11 лет предполагает предоставление им элементарных знаний о ВИЧ-инфекции и СПИДе, формирование и поддержание здорового образа жизни, включая и антинаркотические установки. Эти направления профилактики продолжают реализовываться в следующие возрастные периоды.
Половое воспитание подростков. Возраст от 12 до 18 лет – время быстрых перемен и трудных поисков себя и своего пути в жизни. Физические изменения – лишь часть процесса взросления. Одновременно с ним подростки и молодые люди сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно выстраивать свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности.
И это далеко не полный перечень перемен в жизни подростка. Вживаясь в эту новую для него сложную обстановку, он должен в то же время решать вопросы, связанные с формирующейся сексуальностью, а именно: приспосабливаться к новым половым ощущениям, включаться в разные формы сексуальной активности, распознавать возникающее чувство любви, предотвращать нежелательную беременность.
Половое воспитание старших подростков и молодежи должно затрагивать более специфические вопросы, включая различные аспекты психологической и физиологической совместимости будущих супругов, непосредственные вопросы подготовки к созданию семьи, а также соотношение биологических, физиологических и психосексуальных качеств человека с определенными явлениями общественной жизни.
Одна из немногих признанных эффективными программ полового воспитания на базе общеобразовательной школы была реализована в Балтиморе (США). Здесь обычные уроки и индивидуальные занятия в учебном комбинате, включающем начальную и среднюю школы, объединили с занятиями по половому воспитанию и основам медицинской помощи на базе клиники, расположенной на той же улице. Такая организация учебного процесса позволила в течение двух лет снизить частоту незапланированной беременности у подростков на 30%, однако было бы ошибкой считать эту программу простой программой полового воспитания. Ее результаты нельзя сравнивать и с результатами традиционных программ, призванных достигнуть той же цели в процессе обычных классных занятий, так как в действительности в данном случае только 22% всех контактов между преподавателями и учащимися имели место в классных помещениях.
Еще одна оригинальная программа для восьмых классов была разработана и внедряется в школах Атланты (США). Суть ее состоит в том, чтобы научить подростков противостоять влиянию сверстников и среды, направленному на вовлечение их в сексуальную активность. С помощью практических занятий под руководством психологов они приобретали навык давать отпор сексуальным домогательствам, щадя при этом чувства партнера.
Данные примеры высвечивают главные проблемы на пути реализации программ полового воспитания. Информирование подростков само по себе вряд ли может изменить их половое поведение. Это, несомненно, объясняет, почему половое воспитание в школе столь неэффективно, ведь большинство программ представляют собой откровенный призыв к сексуальному воздержанию, поэтому подростки попросту игнорируют их.
Пропаганда воздержания может быть успешной среди подростков младшего возраста, не имеющих сексуального опыта, но в большинстве других ситуаций применять этот подход, принимая во внимание нравы современного общества, нецелесообразно. Кроме того, он пред-ставляет собой не что иное, как попытку запугиванием принудить подростков к воздержанию, а это может вызвать обратную реакцию. И уж коль скоро нельзя ожидать, что большинство имеющих сексуальный опыт подростков вдруг прекратят половые контакты, нужно по крайней мере дать им положительные модели полового поведения.
Наиболее эффективным может оказаться компромиссный подход, подчеркивающий важность воздержания, но и оставляющий подростку альтернативные варианты поведения. Для практической реализации такого подхода необходимо следующее:
• поощрять принятие подростками самостоятельных здравых решений;
• предоставлять им наглядную информацию, иллюстрирующую неблагоприятные последствия для здоровья ранней беременности и заболеваний, передаваемых половым путем;
• оказывать моральную поддержку подросткам, решившимся воздерживаться от половых контактов;
• способствовать укреплению взаимопонимания между подростками и родителями;
• привлекать к половому воспитанию подростков их родителей, а также пользующихся уважением других взрослых людей;
• предоставлять высококвалифицированные консультации и медицинскую помощь всем нуждающимся.
Можно выделить несколько основных направлений помощи подросткам в формировании сексуальной ориентации:
1. Наиболее раннее выявление детей, чье физическое, психическое и сексуальное развитие не соответствует половым стереотипам.
2. Систематическое, а не от случая к случаю, половое воспитание родителей. Делать это следует, не прибегая к медицинской аргументации, которая может испугать родителей. Лучше опираться на необходимость развития у детей навыков самостоятельности и общительности, воспитания маскулинности и фемининности, развития адаптивных возможностей ребенка. Все педагоги должны быть осведомлены о том, что предрекание реальных и мнимых последствий подросткового гомосексуализма может становиться одним из условий формирования гомосексуальной ориентации. Для этого и сами педагоги должны выработать более здравую и гибкую систему взглядов, обеспечивающую тактическую и стратегическую мобильность их поведения.
3. Необходима подготовка педагогов к практической встрече с различными проявлениями сексуального экспериментирования и поведения подростков. Пока же педагогическая беспомощность в этом плане компенсируется лишь сверхбдительностью, имеющей преимущественно отрицательные последствия в виде навешивания диагностических ярлыков и воспитательных репрессий.
Оберегая детей и подростков от контактов с гомосексуальными личностями (а для этого надо позаботиться о том, чтобы среди педагогов в школах, а особенно интернатах и разного рода лагерях не было лиц с гомосексуальными склонностями и другими необычными сексуальными предпочтениями), нельзя забывать и о бережном, щадящем отношении к самим детям и подросткам. Если вскрываются те или иные тревожащие педагогов ситуации, то разрешать их нужно тактично, в самом узком кругу лиц – без публичных обсуждений и широкой огласки.
Наблюдение за сексуальными играми подростков не должно оставлять педагога безучастным: молчание может быть воспринято ими как одобрение. Если педагог не выслеживал и тем самым не провоцировал подростков, то у него всегда оказывается возможность высказаться по поводу происшедшего в процессе нормального человеческого общения. Его здравая позиция, не провоцирующая реакции эмансипации и объединения со сверстниками с целью групповой психологической защиты, а напротив, апеллирующая к самостоятельности подростков и демонстрирующая уважение к ним и их проблемам, открывает наиболее эффективные пути педагогического воздействия.
В ряде случаев может потребоваться консультация с врачом. Лучше, если педагог найдет возможность предварительно встретиться с ним, чтобы вместе обдумать, как максимально пощадить чувства ребенка, а также обсудить тактику дальнейшего поведения педагога.
28-01-2008 08:01
Россия, Москва и Московская обл.
ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
ПОДРОСТКОВ НА ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДЫ
Происходящие изменения личности подростков связаны с интенсивным половым созреванием, которое сопровождается возникновением часто неосознанного полового влечения, новых сексуальных переживаний. Перестройка гормональной системы часто становится причиной повышенной эмоциональной нестабильности: резкой смены настроений, переходов от эйфории к депрессии и от депрессии к экзальтации. Однако эмоциональные реакции и поведение подростков не могут быть объяснены лишь гормональными сдвигами. Они во многом зависят и от социальных факторов, и от условий воспитания.
Ключевое положение среди поведенческих проявлений занимают: однотипное реагирование на проблемные ситуации, неуверенность в себе, избегание решения проблем, нестабильность в отношениях, высокий уровень притязаний при отсутствии критики своих возможностей. В поведении подростков можно выделить несколько наиболее типичных способов реагирования на требования жизненных ситуаций.
Реакция протеста (оппозиции) – одна из наиболее частых в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Протестные формы поведения возникают у подростков как ответ на обиду, на ущемление самолюбия и как недовольство требованиями или несправедливым отношением к нему близких.
Реакции протеста могут быть пассивными и активными. К пассивным обычно относят отказ от еды, уходы из дома, мутизм, суицидальные попытки, замаскированную враждебность, а также ряд нарушений соматовегетативных функций, особенно рвоту, энурез и энкопрез. Реакции активного протеста проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающего, а иногда агрессивного поведения в ответ на различные психологические трудности (неправильные методы воспитания, устрашение, ущемление самолюбия, эмоциональную депривацию, конфликтные ситуации в детском коллективе и др.). Такие формы реакций наблюдаются только в психотравмирующей ситуации, имеют четкую направленность против определенных лиц, явившихся источником отрицательно окрашенных переживаний, относительно кратковременны и не склонны к фиксации. Чаще наблюдаются у подростков со склонностью к эмоциональной возбудимости. Активные реакции протеста выражаются и в стремлении «делать назло», причинять вред человеку, который обидел подростка, с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков и даже убийства животного, принадлежащего этому человеку. В отдельных случаях реакция протеста закрепляется и впоследствии распространяется на взрослых вообще. Тогда подросток может проявить протестную реакцию в любой обстановке, и сила его реакции не будет соответствовать степени раздражения.
Подобными утрированными поступками такие подростки как бы взывают о помощи. Они не умеют выразить это словами, так как словесная форма выражения эмоционального состояния вообще несвойственна подросткам, но призыв о помощи отчетливо звучит в каждом их негативном поступке.
Реакция отказа проявляется в отказе от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков и др. Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия, сильно отличающиеся от домашних, в условия, где с ним чрезмерно строги, несправедливо наказывают его и где он лишен любви и заботы. Подросток переживает «потерю перспективы», испытывает чувство отчаяния, в его поведении отмечаются отсутствие стремления к контактам с окружающими, боязнь всего нового, непривычного, пассивность, отказ от обычных желаний и стремлений («отказ от притязаний»), аспонтанность, нередко бездумный характер ответов. В некоторых случаях все это может создавать впечатление умственной отсталости. Если ситуация меняется и подросток оказывается в благоприятных для него условиях, его поведение нормализуется.
Реакция имитации – это изменение поведения, связанное с подражанием поведению окружающих, авторитетных в глазах ребенка или подростка. В детском возрасте чаще всего имитируется форма поведения родителей и воспитателей, в подростковом – формы поведения более старших подростков, особенно обладающих так называемыми лидерскими качествами, а также взрослых, имеющих какие-либо качества идеала, созданного воображением подростка. Реакциям имитации принадлежит важная роль в формировании характера и личности в целом. Вместе с тем они могут становиться источником возникновения асоциального поведения (сквернословие, бродяжничество, хулиганские поступки, мелкое воровство), а также многих вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.п. В отличие от взрослых подростки еще не умеют использовать чужой негативный опыт. Они не понимают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано, не боятся социальных последствий правонарушений. Склонность к возникновению социально отрицательных реакций имитации особенно велика у подростков с чертами эмоционально-волевой неустойчивости.
Реакции компенсации и гиперкомпенсации – это усиление тех личностных проявлений и возникновение таких форм поведения, которые маскируют ту или иную слабую сторону личности или являются средством психологической защиты личности от переживаний собственной неполноценности, связанных с сознанием какого-либо физического или психического недостатка. При реакциях гиперкомпенсации защитные формы поведения приобретают гипертрофированный, а нередко карикатурный характер, в связи с чем могут стать источником трудностей поведения и социальной дезадаптации.
Проявления реакций компенсации и гиперкомпенсации крайне разнообразны, но изучены мало. Сюда могут относиться компенсаторные фантазии замещающего характера, компенсаторные игры, внешняя показная бравада, нарушение школьной дисциплины, самооговоры из стремления завоевать авторитет у сверстников и т.п. Реакции данной группы чаще всего свойственны подросткам, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформированных семьях, а также подросткам, страдающим комплексом неполноценности из-за физического дефекта, дефекта речи, подросткам-инвалидам и страдающим неврозами.
Реакция группирования со сверстниками. Этот вид реакции проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение ролей, в основе которых лежат индивидуальные особенности личности подростков. Склонностью подростков к группированию объясняют факт преобладания групповых правонарушений, совершаемых ими. Повышенная склонность к объединению в группы с асоциальными действиями – характерная черта подростков с так называемой педагогической запущенностью.
Делинквентное (асоциальное) поведение. Этим термином обозначают различные проступки, провинности, нарушение общественных норм поведения, мелкое хулиганство и мелкое воровство. От криминальных действий делинквентное поведение отличается незначительностью правонарушений и часто не влечет за собой мер уголовного наказания. Причинами такого поведения подростков обычно являются недостатки воспитания. Главная причина делинквентного поведения в подростковом возрасте – безнадзорность, отсутствие семейного контроля и внимания родителей. Представители этой группы – дети из неполных или из так называемых деформированных семей.
Реакция эмансипации – это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами. Чем больше подростка подавляют и контролируют, тем больше он хочет избавиться от внимания взрослых. Наперекор им он начинает поступать «по-своему», демонстрирует, что он уже «самостоятельный». Такая реакция естественна для этого возраста, и со временем она проходит. Крайние формы она приобретает при неправильном поведении родителей – если они его чересчур опекают или, наоборот, проявляют деспотизм и выдвигают требование беспрекословного подчинения. Если в младшем возрасте ребенок еще подчиняется такому давлению родителей, то в подростковом возможны побеги из дома и бродяжничество.
Побеги из дома. Есть много причин побегов подростков: с ними плохо обращаются в семье, унижают или бьют; родители-алкоголики; сексуальное насилие со стороны отчима или отца. Побеги можно рассматривать как реакцию протеста на недостаточное внимание родителей или на их чрезмерные требования и деспотизм. Сбежав из дома, подростки расценивают свою новую жизнь как «свободу от семьи и школы». Таким образом они избавляются от надоевшей опеки учителей и родителей, от всех обязанностей и принуждений. Нередко побег из дома бывает после того, как подросток совершил проступок и боится наказания. Бывают побеги из-за недостаточного надзора или ради поиска развлечений, приключений и свободы. Убегают из дома и подростки, склонные к фантазерству и мечтательности, начитавшись книг о знаменитых путешественниках и дальних странах.
Реакции увлечения. Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например коллекционирование, занятия спортом, но могут быть и нестойкими, когда подросток увлекается то одним, то другим. У некоторых подростков увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания. Они участвуют в художественной самодеятельности, в школьных спектаклях, публикуют свои стихи в школьной стенгазете и т. п. Некоторые, чтобы выделиться среди сверстников, выбирают изысканные, необычные хобби. В большинстве случаев в этом нет никакой патологии, со временем эти увлечения проходят или сохраняются, но отрицательного воздействия на поведение подростка не оказывают. Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, когда подросток забрасывает школьные занятия и все свободное время отдает им. Бывает, что из-за своего увлечения подросток совершает противоправные действия (мелкое воровство, спекуляция или попрошайничество), нередко общается с асоциальными личностями.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Сюда относят различные виды мастурбации у подростков, раннее вступление в половую жизнь, беспорядочные половые связи, преходящие гомосексуальные действия и др. В их возникновении ведущая роль принадлежит повышенному и недостаточно дифференцированному половому влечению, реализовать которое в естественных условиях подросток не может. По этой причине для удовлетворения сексуального влечения им могут использоваться и сексуальные извращения.
Малолетняя проституция. Многие девочки после побега из дома становятся малолетними проститутками. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, они часто попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству и проституции. Бывает, что взрослый отрицательный лидер вовлекает девочек из не-благополучных семей в подростковую группу и «пускает по рукам», продает сутенерам или становится сутенером сам. Такие девочки безропотно соглашаются на это, не требуя ни денег, ни хорошего отношения, поскольку не видят для себя иного выхода, да и не ищут его. Обычно девочки этого возраста сексуального влечения ни к своим сверстникам, ни к взрослым мужчинам не испытывают, так как раннее начало сексуальной жизни у них не связано с пробудившимся сексуальным влечением, как у мальчиков. Для них это работа, обыденное понятие. Многие из них не связывают ее с возможной беременностью, хотя у каждой из них часто бывает по несколько абортов и самопроизвольных выкидышей. Ни отвращения к сексуальным контактам, ни удовольствия от них они не испытывают. Большинство маленьких проституток курит, злоупотребляет алкоголем и наркотиками. У некоторых есть все признаки алкоголизма.
Обычно они не тяготятся своей ролью, не протестуют, когда их унижают и бьют, смиряются со всеми трудностями своей «профессии». Внешняя взрослость и жизненный опыт сочетаются у них с психической инфантильностью и примитивностью интересов.
В последние годы в России появилось много мальчиков, также занимающихся проституцией, так как спрос всегда рождает предложение. Почти все, сказанное о девочках-проститутках, свойственно и им.
Многие крайние нарушения поведения подростков (за исключением тяжелых психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Часто родители не только не-критичны к своим методам воспитания детей, но и винят прежде всего самого ребенка или его сверстников, которые «втянули его в плохую компанию».
Большинство вышеописанных поведенческих реакций (гиперкомпенсации, увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками, имитации) свойственны подавляющему большинству подростков, но могут и не принимать крайние формы. Патологическим поведение становится тогда, когда реакции выходят за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли или проявились, и если они сопровождаются невротическими расстройствами и затрудняют или нарушают социальную адаптацию.
28-01-2008 08:00