На сайте с
28-01-2008

Пол
Мужской

Как справиться с навязчивым страхом . . .

Как справиться с навязчивым страхом


Вопросы ВИЧ и СПИДа часто вызывают у людей страхи, и иногда эти страхи становятся полностью иррациональными и навязчивыми. Если у человека есть навязчивый страх, то это значит, что его преследуют мысли о том, что его беспокоит, даже если он понимает умом их неразумность. В этой статье приводятся рекомендации психолога Рейда Уилсона о том, как можно справиться с навязчивым страхом. Эти рекомендации в первую очередь могут пригодиться «СПИДофобам» и людям, сдающим анализы на ВИЧ, у которых часто развиваются иррациональные страхи.*

Давайте начнем с техники откладывания беспокойства. Если вы пытаетесь избавиться от своих навязчивых страхов постоянно, так чтобы они ушли раз и навсегда, то вы только усиливаете их. Это слишком большая перемена, которой невозможно добиться сразу. Вместо этого лучше сделать маленький, более реалистичный шаг. Позвольте себе иметь навязчивые страхи. Примите сознательное решение уделять внимание своим страхам. Просто начните контролировать, когда именно вам волноваться. Суть этой техники сводится к тому, чтобы ограничить навязчивые мысли определенными рамками. Вы не пытаетесь игнорировать свои страхи. Тем не менее, вы откладываете время, чтобы думать о них. Для этого:
• мысленно согласитесь думать о своих беспокойствах;
• выберите определенное время в будущем, когда вы вернетесь, чтобы подумать о них;
• когда наступит это время, или начинайте сознательно предаваться навязчивым мыслям, или решите отложить беспокойство на другое время (насколько это возможно, старайтесь откладывать беспокойство).

Это что-то вроде мысленного договора с вашим страхом. Часть вашего сознания верит, что нужно уделять внимание беспокоящим мыслям. Вы не сможете просто сказать им «нет». Ваш страх верит, что он нужен вам, что он заботится о вас. Так что вы говорите ему: «Хорошо, я уделю тебе немного времени, но только не прямо сейчас». Вы должны придерживаться мысли о том, что вы на самом деле будете бояться, просто не прямо сейчас. И вы должны отказаться от идеи, что вам нужно что-то делать с вашим страхом каждый раз, когда он появляется у вас.

Для этого нужно сделать несколько шагов. Во-первых, мысленно согласиться уделить навязчивым страхам внимание. Во-вторых, выбрать для этого определенное время в будущем. Время должно выбираться индивидуально. Некоторые могут отложить страх на полтора часа или больше. Для других отложить страхи на 30 секунд уже проблема. На самом деле совершенно не важно, насколько откладывать свои страхи. Если вам удастся отложить беспокойство хотя бы на 10 секунд, то вы уже начали осознанно контролировать бессознательный процесс. Так что начинайте, когда хотите, и поддерживайте сами себя в своих усилиях. Используйте секундомер, если он вам поможет.

И наконец, третий шаг. Как только время, о котором вы с собой договорились наступает, или начинайте беспокоиться или отложите беспокойство еще на какое-то время. Насколько это возможно, продолжайте откладывать. В этом и состоит основная идея.

Зачем нужно откладывать и в чем тут преимущества? Самое важное в том, что между вашим внезапным импульсом, и вашей реакцией на него проходит определенное время. Чем больше времени проходит, тем больший вы обретаете контроль над ситуацией. Вы воздвигаете стену между импульсом и реакцией на импульс. За прошедшее время вы можете даже взглянуть на ситуацию трезво и сказать себе: «Ну нет, об этом мне вообще не стоит беспокоиться». Если в 8 утра вы можете чувствовать бесконтрольный страх, то уже к 10 утра, он покажется вам беспочвенным. Чем больше проходит времени между изначальной навязчивостью и вашим вниманием к ней, тем больше вероятность, что ваша тревожность уменьшится. По мере того, как она уменьшается, ваша навязчивость снижается, и вы обретаете больше психического контроля над своим состоянием.

Так что подумайте над тем, чтобы начать свою программу откладывания. Не говорите: «Хорошо, если я отложу, а потом начну беспокоиться, то это все равно плохо». Дайте себе шанс научиться откладывать страх, прежде чем освоить следующую технику.

Новые способы думать о страхах

Все взрослые испытывают иррациональные страхи время от времени. Я хочу, чтобы вы понизили свой навязчивый страх в должности. Представьте себе реальное событие, которое вызывает у вас сильный страх. Только на секунду. Не поддерживайте свою навязчивость, анализируя его. Не поддерживайте свою навязчивость, пытаясь понять, что это значит, или беспокоясь о том, сможете ли вы предотвратить это.

Ваша цель не в том, чтобы вообще перестать беспокоиться. Ваш навязчивый страх не является проблемой, ваша реакция на этот страх – вот настоящая проблема. Так что содержание ваших страхов не так уж важно, важен сам факт того, что вы поддерживаете навязчивый страх. Освободите свое внимание, и измените способы, с помощью которых вы предаетесь навязчивому страху.

Во-первых, мысленно отойдите в сторону, и признайте, что вы испытываете навязчивый страх. Напомните себе, что это нормально, время от времени испытывать иррациональное беспокойство. Напомните себе, что содержание навязчивых страхов никогда не имеет значения. Не пытайтесь анализировать его и понять, что это значит.

Начните выполнять действия, которые помогут вам изменить эмоции в отношении навязчивых страхов, ниже я приведу пример трех подобных действий. Ваша цель не в том, чтобы больше ни о чем не волноваться. Ваша цель изменить собственную реакцию на ваши страхи.

Прежде чем сделать следующий шаг, вам нужно подготовиться. Вы мысленно отошли в сторону. Вы признали, что это нормально. Вы сказали себе, что не будете анализировать, почему вы беспокоитесь. Вместо этого вы собираетесь сделать что-то, что изменит ваши эмоции. Как можно изменить свои эмоции в отношении навязчивой идеи? Вот три примера.

Запишите свои страхи

Первое, что можно сделать, это записать свои страхи. Носите с собой карандаш и маленький блокнот в течение всего дня. Когда к вам приходит навязчивый страх, записывайте слово в слово свои мысли или сформулируйте мысленные образы и импульсы в нескольких фразах. Если навязчивый страх остается, продолжайте писать. Не пишите пересказ того, что происходит у вас в голове. Пишите точно слово в слово то, что вы думаете. Представьте, что вы стенограф в зале суда. Каждое слово, которое пришло вам в голову, должно быть отображено на бумаге!

Если беспокойство снова пришло к вам, записывайте его снова, даже если данная фраза уже записывалась ранее. Не раскрывайте тему, записывайте каждую фразу, которая крутится у вас в голове дословно. В чем от этого польза? Если у вас есть навязчивый страх, вы склонны повторять одно и то же снова и снова, правда? Как только вы запишите навязчивые страхи, вы увидите, насколько они бессмысленны и примитивны. Возможность взглянуть на страхи со стороны, ослабляет навязчивость.
Возможно, через какое-то время делать эти записи станет большой помехой. Приходится больше работать, чтобы испытывать навязчивый страх, чем пытаться его побороть. Гораздо труднее снова и снова писать «О Боже, я боюсь, что я скоро умру», чем повторить эту фразу 400 раз у себя в голове. Но записать эту фразу 400 раз… она теряет всякий смысл. Ваши страхи становятся нудной обязанностью, вместе с работой по дому, а не чем-то, что контролирует вашу жизнь.

И в этот момент записи начнут вам помогать. Через какое-то время вы скажете: «Хорошо, у меня навязчивый страх. Мне нужно или записывать его или просто забыть о нем. Я могу или снова тратить столько времени и усилий или я могу просто забыть о нем».

Спойте свои страхи

Еще один способ изменить свои эмоции – это пропеть мысли, вызывающие у вас беспокойство. В буквальном смысле спеть, например: «Вирус попал ко мне в организм. Теперь я заболею. Он размножится, и я умру». Звучит ужасно глупо? Вы тут сидите, страдаете от ужасных и тяжелых симптомов, я прошу вас напевать под нос. Но это идея. Когда вы поете о своих страхах, вам физически становится невозможно оставаться в том же состоянии стресса. Да, это действительно глупо. Да, это похоже на детский сад. Но это может сработать!

Вот как это сделать. Выберите короткую фразу, которая отображает ваш навязчивый страх. Игнорируйте ее смысл, просто повторяйте сами слова, но на какой-нибудь простой мотив. Постарайтесь сохранить этот мотив на не-сколько минут.

Я не говорю, что вы начнете напевать, и сразу почувствуете себя счастливым. На самом деле, в первое время, вы, скорее всего, почувствуете еще больше страха. Просто продолжайте. И пока вы поете, вы отстраняетесь от содержания вашей песни. Помните, в этом и есть ваша цель… Как только ваши эмоции в отношении навязчивых мыслей ослабнут, обратите внимание на что-нибудь еще.

Измените картинку

Техники записывания мыслей и пения помогут вам, если ваши страхи сформулированы в виде слов. Но что если навязчивый страх – это картина у вас в голове? В этом случае, вам нужно модифицировать эту картинку или заменить ее другим образом. Например, если вы представляете, как врач сообщает вам диагноз, пред-ставьте, что вы и этот врач ведете приятную беседу. Если вы представляете, что умираете, пред-ставьте себя в возрасте 101 года, улыбающимся, качающимся в кресле-качалке, окруженным семьей. Если вы представляете, что у вас не будет детей, представьте себе, как вы сидите с ребенком на коленях и гладите его волосы.

Или закройте глаза и представьте, что ваш страх принял физическую форму. Сделайте его облаком прямо перед вами. Смотрите, как облако начинает уплывать прочь. Представьте, что чем дальше уплывает облако, тем меньше у вас остается навязчивого страха, и тем комфортнее вы себя чувствуете. Выбирайте себе образы, которые вызывают у вас приятные эмоции, позволяют вам расслабиться, так они смогут вытеснить ваши страхи и тревогу. Другой полезный подход, проиграйте пугающий вас образ снова, но измените то, что вас пугает на гротескный юмор, как в мультфильмах.

Как только вы смогли снизить тревожность с помощью записей, пения и изменений в образах, или с помощью других изменений, направьте свое внимание на другие аспекты вашей жизни. Если этого не сделать, ваш разум может тут же снова вернуться к вашим страхам. Так что постарайтесь переключиться на какие-нибудь другие действия как можно скорее.

Эти техники могут принести пользу только через какое-то время. Некоторые навязчивые страхи кажутся такими сильными, что вы не сможете сразу их отпустить. Тем не менее, если практиковать этот подход постоянно, вы сможете посмотреть на свое иррациональное беспокойство трезво.

Отпустите страхи
и физическое напряжение

Давайте повторим: примите свои навязчивые страхи, а затем сделайте осознанный выбор отложить свой страх или изменить то, как вы о нем думаете. После того, как вы сделали одно из двух, ваша следующая задача – отпустить эти страхи и вернуться к повседневным делам. Если вы похожи на большинство людей, вы становитесь физически напряжены и беспокойны, когда пытаетесь остановить подобные мысли, так что вам нужно снять это напряжение.

Есть два шага в направлении этой цели. Во-первых, решите остановить навязчивые мысли или образы, и подкрепите это решение, повторяя себе позитивные утверждения. Окажите сами себе психическую поддержку, говоря себя такие вещи как: «Мысли об этом мне сейчас не помогут; теперь не время, чтобы думать об этом; это иррационально и не логично, мне нужно отказаться от этого; я не собираюсь спорить с этой мыслью». Если возможно, говорите это себе вслух, и помогите себе поверить себе самому. Не повторяйте фразы, если вы сами не верите, что это правда.

Прежде чем использовать эти техники, убедитесь, что вы действительно решили избавиться от ваших страхов. Примите это решение в момент, когда вы не испытываете навязчивого страха, когда вы спокойны и можете смотреть на вещи трезво. Убедитесь, что это твердое решение. Затем выберите фразу, которая отражает вашу позицию по данному вопросу. Например, вы можете решить, что в следующий раз, когда вы начнете беспокоиться, вы начнете записывать – дословно – все мысли, которые приходят к вам в голову, пока вы не начнете повторяться. Затем вы скажете себе: «Эти страхи иррациональны, и я это знаю. Я готов преодолеть их».

Второй шаг, после того как вы четко и ясно выразили свое решение отказаться от страха, – это практики дыхательной релаксации. Есть много очень простых дыхательных упражнений, которые позволяют снизить ваше напряжение, во многих пособиях и ресурсах можно найти их описание.

Выделите время для волнений

Пока что мы описали техники, которые можно использовать, когда вы начали волноваться. Теперь давайте рассмотрим техники, которые помогут вам с вашими беспокойствами, но которые должны практиковаться, когда вы не волнуетесь.

Первая такая техника называется «Ежедневное время для волнений». Эта техника является парадоксальной по сути так же, как и принятие своего страха. Вместо того чтобы сопротивляться своему страху, выделите определенный период времени в течение дня, которое вы сознательно посвятите навязчивым мыслям. Да, правильно, я действительно прошу вас волноваться больше! В этом смысл техники парадокса: она кажется абсурдной!

Для этого вам нужно сделать следующее:
• выделите два времени для волнений, по 10 минут каждое;
• в течение этих периодов не делайте ничего, только думайте о своих страхах в отношении одной проблемы (также можно наговаривать их на диктофон, или проговаривать другому человеку);
• не думайте ни о каких положительных альтернативах, только о негативных; старайтесь избегать упоминаний о том, что эти страхи иррациональны.
• через 10 минут, отпустите свой страх с помощью дыхательного упражнения, и вернитесь к своим повседневным делам.

Выделите по 10 минут дважды в день, когда вы сможете волноваться о проблеме. Возможно, первое время для волнений у вас будет с утра, до работы. В этот период уделяйте внимание только своему страху. Потом, в конце дня, как только вы вернетесь с работы, снова садитесь и посвятите десять минут времени для волнений.

Когда вы посвящаете страху специальное время, следуйте следующим рекомендациям. Думайте только о том, что вас волнует. Избегайте позитивных мыслей. Не пытайтесь убедить себя, что волнения напрасны, не пытайтесь увидеть позитивную сторону в чем бы то ни было. Обдумывайте только негативные мысли. Больше и больше негативных мыслей! Максимум негативных мыслей, которые только возможно подумать по данному вопросу! Каждый аспект, каждую грань ваших страхов! Позвольте им свободно возникать в вашем разуме, рассматривайте их, ищите новые. Постарайтесь чувствовать максимальный дискомфорт, обдумывая эти мысли.

Если через какое-то время у вас закончатся беспокойства, просто повторяйте те беспокойства, о которых вы уже говорили. Вернитесь к первому и повторите его. Ваша цель провести десять минут, не думая ни о чем, кроме ваших страхов, даже если вы начнете повторяться. Это не сработает, если вы скажете: «Что же, пять минут прошли, я не могу придумать, о чем еще побеспокоиться, так что я больше думать об этом не буду». Не делайте этого! Нужно чтобы вы, постепенно, начали испытывать раздражение, потому что у вас не получается придумать новые страшные мысли.

Людям часто кажется, что они могут беспокоиться хоть целый день, но этого обычно не происходит. Они начинают спорить со своими страхами, убеждать себя, что все будет хорошо, или они говорят себе заткнуться, или они пытаются себя отвлечь – и страхи просто затихают, но остаются. Но через какое-то время беспокойство возвращается, и битва снова начинается.

Когда наступает ваше официальное время для волнений, вы не боретесь со своими мыслями, вы концентрируете все свое внимание на своем страхе. Как результат – беспокойство начинает уменьшаться.

Почему это работает? Потому что это помогает вам изменить свои эмоции в отношении проблемы. Во время первых нескольких периодов для волнений, вы, скорее всего, очень расстроитесь из-за своих мыслей. В конце концов, вы будете обдумывать свои самые худшие страхи, вы будете повторять их снова и снова (как вы наверняка бессознательно делали уже много раз). Но что произойдет, если вы будете работать с этими же мыслями в деталях дважды в день? Через несколько дней большинство людей начинают жаловаться, как им трудно заполнить чем-нибудь эти десять минут. Они больше не знают, что сказать. Вместо того чтобы испытывать тревогу, они испытывают скуку. И разве это не перемена к лучшему?

В этом и состоит одна из главных целей. Вместо того чтобы чувствовать постоянную тревогу, вы меняете свои эмоции на другие. Система стресса вашего организма перестает рефлекторно включаться каждый раз. Для того чтобы добиться этих изменений, вы должны четко следовать инструкции для времени волнений. Например, не тратьте эти десять минут на то, чтобы убедить себя, что ваши страхи иррациональны. Поступайте наоборот: доведите себя до паники. Вытаскивайте все самые негативные, дискомфортные, стрессовые мысли. Через десять минут, вы можете отказаться от страхов и начать расслабляться.

Не пользуйтесь временем для волнений только раз или два. В идеале, вы должны сделать их частью распорядка дня минимум на 10 дней подряд. Это значит, что если вас беспокоит событие будущего, постарайтесь начать беспокоиться заранее! Через несколько дней время для волнений уже не сможет вызвать у вас сильных эмоций. Не останавливайтесь на этом! Продолжайте практиковаться, потому что вы этого и хотите добиться.

Есть три способа проведения времени для волнений. В первую очередь, вы можете делать это самостоятельно, просто повторяя свои беспокойства про себя. Второй способ, который нравится многим людям, – это проговаривать свои страхи вслух, даже если в результате вы начнете говорить сами с собой. Это может показаться глупым, но если вы находитесь наедине с собой, то ведь никто вас и не услышит. Я также рекомендую клиентам пользоваться диктофоном. Когда вы делаете запись на диктофон, у вас возникает чувство, что вы говорите с кем-то, а не со стенкой. Если вы попробуете действовать таким образом, вам не обязательно потом слушать запись.

Третий способ – использовать тренера по волнениям. Это человек, который согласен слушать ваши страхи и поддерживать вас определенным образом. Задача тренера выслушивать вас, а также помогать вопросами и утверждениями, если вы не знаете, что еще сказать. Тренер ждет несколько секунд, пока волнующийся придумает следующее беспокойство. Если этого не происходит, он комментирует так, чтобы помочь. Например, он может попросить вас «рассказать побольше о вашем страхе». Другой спросит: «Что еще тебя пугает?» А третий: «Что еще тебя беспокоит в этой проблеме?» Как видите, его единственная цель вернуть ваше внимание к теме, и сказать вам, чтобы вы «продолжали волноваться». Тренер помогает вам говорить о ваших страхах как можно подробнее и эмоциональнее.

Если вам больше нечего сказать, тренер должен сказать: «Расскажи мне еще раз о тех страхах, которые ты уже упоминал». Когда вы начинаете говорить о позитивной стороне вещей, тренер должен прервать вас и напомнить вам, что можно говорить только о ваших беспокойствах. (Не поймите меня неправильно. Думать о позитивных вещах нужно, но только не во время этого упражнения!)

Эта одна из тех тактик, в которые сложно поверить, пока вы их не попробуете. Это кажется слишком простым, чтобы быть эффективным. Но позвольте заверить вас, что это может сработать. Поможет ли время для волнений вам лично? Можно сделать один эксперимент. Выберите любую проблему в вашей жизни, которая вызывает у вас постоянные, непродуктивные мысли. Позвольте себе волноваться о ней в течение десяти минут, и вы увидите, как быстро у вас закончатся идеи. У вас наверняка это не получится, даже если это та проблема, о которой вы беспокоились весь день! Когда вы перестаете бороться и добровольно решаете волноваться, вы не можете продолжать это в течение 10 минут.

Время для волнений и откладывание прекрасно работают вместе. Если вы уже выделили себе время для волнений, то при появлении навязчивых страхов на работе, например, вы знаете, что себе сказать. «В 17.15 я смогу поволноваться об этом. Я отложу свой страх до 17.15. Это идеальное время для подобных мыслей».

Через несколько дней, у вас могут закончиться беспокойства по данному вопросу. Так что, когда навязчивый страх возникает спонтанно в течение дня, вы можете сказать себе: «О, мне как раз не о чем думать в 17.15, надо будет приберечь эту мысль на потом!» Выделяя формальное время для волнений в течение дня, вы снизите общее время, которое вы обычно тратите на страхи. Со временем страхи станут настолько «устаревшими», что вам проще будет сказать: «Нет, я не хочу об этом больше думать. Я лучше (почитаю книгу, пообщаюсь с друзьями, доделаю работу)».

Сделайте аудиозапись своего страха

Если ваши навязчивые мысли принимают форму слова, группы слов, предложения или нескольких предложений, которые вы повторяете снова и снова, вам может помочь аудиозапись. Такие записи могут длиться от десяти секунд до трех минут. Чтобы воспользоваться этой техникой, запишите предложение или рассказ о пугающей вас ситуации, точно так, как он всплывает у вас в голове. Затем запишите историю, проговорив все дословно, на диктофон.

Эту запись нужно слушать 45 минут или дольше каждый день. Слушая запись, постарайтесь испытывать максимум тревоги и стресса, насколько это возможно. Так же, как и во время времени для волнений, сознательные попытки испытывать стресс – ключевой момент этой техники. Используйте эту запись каждый день, пока сообщение не перестанет вызывать у вас никаких эмоций. Даже если дискомфорт от записи снизится в течение нескольких дней, продолжайте практиковать это еще как минимум неделю. Практика с аудиозаписью основана на принципе привыкания. Это просто значит, что, когда вы сталкиваетесь непосредственно с тем, чего больше всего боитесь, постепенно ваша тревожность ослабевает. Поэтому важно практиковать прослушивание каждый день в течение продолжительного времени, и пока вы слушаете, стараться сознательно испытывать стресс.

Таким образом, время для волнений – это первая структурированная практика, аудиозапись – вторая, но есть еще и третья. Если ваше беспокойство принимает форму истории о том, что случится, например, если вам сообщат диагноз, при этом детали истории выглядят катастрофично, то вы можете сделать аудиозапись рассказа этой истории. В этом случае запись будет значительно дольше, в ней вы расскажете обо всех своих страхах.

Вот как это можно сделать. Запишите детальную истории о самом страшном событии, которое вы себе представляете. Шаг за шагом опишите подробно слова и образы, которые всплывают у вас в голове. Пользуйтесь только настоящим временем: «Я стою перед кабинетом врача и вижу, как открывается дверь». Примерно так. Старайтесь описать как можно больше деталей о том, что вас окружает, что вы делаете, что делают другие люди, и особенно, что вы в данный момент чувствуете. Потому что именно над этим вы и будете работать – над вашим эмоциональным ответом на историю.

После этого перечитайте историю несколько раз, отрепетируйте ее и запишите на пленку. Постарайтесь использовать все свое актерское мастерство – говорите максимально драматично. Вкладывайте эмоции в каждое слово, потому что вы будете слушать эту пленку снова и снова, и каждый раз вам нужно будет стараться испытать максимальный стресс.

Каждый день слушайте эту запись как минимум 45 минут. Когда вы слушаете запись, пред-ставляйте, что эта история действительно происходит, и позвольте этому опыту вызывать у вас максимальный стресс. Когда эта пленка перестанет вызывать у вас эмоции, вы сможете сделать новые записи других беспокойств, которые вас волнуют, и продолжить ту же процедуру. Прогресс будет медленным, если вы позволите себе отвлекаться, пока вы слушаете.

После того, как вы попрактиковались в столкновении с пугающими вас ситуациями, не сидите и не ждите, пока страх не придет снова. Займите себя чем-нибудь! Отвлеките внимание от своего навязчивого страха активными действиями. Сходите на длительную прогулку, займитесь физическими упражнениями, сходите в кино, займитесь новым проектом на работе, поболтайте с другом по телефону.

Когда вы пытаетесь справиться с навязчивым страхом, важно помнить одну вещь: не боритесь с этим страхом. Если вам трудно получить пользу от приведенных выше техник, спросите себя: «Пытаюсь ли я снова подавить свой страх?» Если да, то остановитесь! Вы знаете, что попытки просто подавить этот страх не работают, поэтому вы это и читаете. Успех в том, что вы направляете вашу волю в противоположном направлении. Когда вы перестаете бороться, вы замечаете значительные изменения. Вы действительно можете контролировать свои симптомы.

Некоторые из вас смогут сразу заметить позитивные результаты от применения этих навыков. У других прогресс может занять несколько недель, и страх будет уменьшаться очень медленно. Не отчаивайтесь. В течение одной недели редко удается добиться серьезного улучшения. Не сдавайтесь. Если вы практиковали эти или другие техники в течение нескольких недель, и у вас не наступило значительного улучшения, подумайте о том, чтобы обратиться к специалисту, у которого есть большой опыт в лечении тревожных расстройств. Этот специалист может помочь вам разобраться в проблемах, которые не дают вам преодолеть навязчивые страхи, и подобрать другие стратегии, которые подходят вам лучше.


28-01-2008 07:46
На сайте с
28-01-2008

Пол
Мужской
Новые Изгои
Иррациональное чувство страха, невежество, безотчетная злоба и инстинктивное стремление к самосохранению породили в США жестокие гонения на людей, зараженных СПИДом. Результаты тестирования уже используются для того, чтобы лишать людей работы. В штате Северная Каролина молодой человек получил травму на работе и направился в травматологический пункт. Там сообщил медперсоналу, что у него установлена положительная реакция на ВИЧ. Кто-то из медперсонала анонимно позвонил руководству компании и сообщил, что пострадавший болен СПИДом. Понятно, что его уволили. Предприниматель из города Пьедмонт направил к врачу двух работников, подозреваемых в гомосексуализме. При этом он предупредил врача, что они будут уволены, если результаты теста будут положительными. В другом случае с работы была уволена женщина, когда администрация узнала, что ее брат болен СПИДом. Подобные случаи не единичны.
Страх перед СПИДом даже в официальных кругах перешел всякие границы разумного отношения к больным и вирусоносителям.
Некоторые судьи в США отказываются рассматривать иски больных СПИДом из-за боязни приобрести инфекцию в зале судебных заседаний от истца. Другие требую, чтобы вирусоносители выступали в суде в маске, перчатках и хирургическом халате. В штате Мичиган больной СПИДом привлечен к суду по обвинению в покушении на убийство, потому что при выяснении отношений с полицейским он якобы пытался забрызгать их слюной.
В ряде штатов США представители общественности требуют, чтобы все лица, имеющие положительную реакцию на ВИЧ, были внесены в географически отдаленные изолированные районы. Один из врачей в Бостоне требует от местных органов здравоохранения выслать больных СПИДом на небольшой остров вблизи морского побережья штата, на котором когда-то находился лепрозорий.
В законодательные органы штатов Техас и Калифорнии были внесены законопроэкты о создании карантинных лагерей для больных СПИДом, однако они были отвергнуты.
Раздаются дикие требования о татуировании вирусоносителей клеймом "СПИД" на предплечье, ягодицах или повыше лобка.
Похоже, что жертвам СПИДа грозят и еще худшие времена. Бывший мэр города Хьюстона (США) Л.Уэлш, выдвигая свою кандидатуру на новый срок, заявил о ходе избирательной кампании, что, став у власти, он "перестрелял бы этих придурков" (то есть инфицированных). За него проголосовало 40% избирателей. И хотя Уэлш не прошел в мэры, его заявление отразило настроение значительного их числа.
Американский психолог П.Камерон из института изучения сексуальности предупреждает общественность, что перепуганные сограждане могут прибегнуть к самой крайней мере предотвращения дальнейшего распространения СПИДа - массовому истреблению гомосексуалистов. Выступая по австралийскому телевидению, он сказал: "Дело может дойти до того, что бдительные сограждане начнут расстреливать из автоматов посетителей баров, где встрречаются гомосексуалисты..." Половина из откликнувшихся на эту передачу австралийцев поддержала его "явно свихнувшимся".
Возбужденное общественное мнение уже оказало отрицательное воздействие на некоторые общественные институты и привело к определенным социальным потерям среди лиц, зараженных СПИДом. Не только в США, но и в других странах людям с положительной реакцией на ВИЧ отказывают в найме на работу, их увольняют, им не сдают внаем жилье, им отказывают в медицинском обслуживании, в заключении договоров со страховыми компаниями о страховании здоровья или жизни.
Предложения о проведении массовых принудительных тестов на ВИЧ вызвали немедленную реакцию американских компаний по страхованию здоровья. Они сразу же заявили о свем "праве" использовать результаты тестов как основание для отказа в страховке или дебаты. Одни говорят, что затраты на массовое тестирование будут превышать стоимость медицинского обслуживания в случае госпитализации. Другие считают, что отказ в страховании здоровья является проявлением социальной несправедливости по отношению к тем, кто в нем больше всего нуждается.
Бедственное положение, дискриминация и гонения на больных СПИДом, вирусоносителей и членов их семей - удел этих несчастных во многих странах. Движимое страхом общество в любой точке земного шара может встать на путь дискриминации и даже преследования больных и носителей вируса.
Трудно бороться с предрассудками людей, окружающих больного. Однако признаем: проявления нетерпимости - это ведь от незнания сути возникшей опасности, от животного страха перед неизвестностью. Поэтому одна из важнейших задач - вывести людей из-под власти безотчетного страх. И здесь не последнюю роль может сыграть широкомасштабная разьяснительная работа, санитарно-профилактическое просвещение всего населения. Каждый должен знать, что в сложившейся ситуации действительно опасно, а что - нет.


28-01-2008 07:48
На сайте с
28-01-2008

Пол
Мужской
Этические принципы:
В медицинских кругах высказывается мнение, что для успешной борьбы с эпидемией СПИДа необходимо соблюдение четырех этнических принципов: уважение пациента, ненанесения ему вреда, милосердие и справедливость. Уважение предпологает отношение к пациенту как автономной личности, которая имеет право осуществлять контроль над своей собственной судьбой. Оно включает право на тайну личной жизни и соблюдение принципа "информиронного согласия". Принцип ненанесения вреда налагает определенные огранечения на свободу выбора индивидом норм поведения, если его действия могут нанести вред др. людям. Милосердие требует, чтобы все действия лиц медицинской профессии совершались во имя интересов и ради благополучия пациентов. Принцип справедливости требует, чтобы все блага и тяготы конкретных действий справедливо распределялись между личностью и обществом. Он воспрещает применение к пациентам каких-либо мер дискриминации.
Принципы уважения и милосердия предпологают, что врачи обязаны информировать людей до тестирования и сообщать им результаты проверки крови с соответствующими рекомендациями медицинского и психологического характера. Это в особенности относится к тем случаям, когда информация о заболевании должна привести к изменению стиля поведения пациентов в отличие от других случаев, когда диагноз позволяет предложить средства излечения. Эти принципы, наряду с принципом ненанесения вреда требуют, чтобы лицо, ведущее рискованный образ жизни, несло моральную ответственность перед другими лицами, которых оно может подвергнут риску заражения. Принцип справедливости требует такого распределения издержек здравоохранения, чтобы они не ложились тяжким бременем только на больницы, но и не обрекали бы пациентов лишь на общественную благотворительность.

28-01-2008 07:49
На сайте с
28-01-2008

Пол
Мужской
ТОТ, КТО РЯДОМ

Когда говорится о жизни с ВИЧ обычно имеются в виду только ВИЧ-положительные люди, но при этом забывают о тех, кто находится рядом с ними, и на чью жизнь ВИЧ также оказывает сильное влияние. Это выдержка из книги «Хорошие доктора, хорошие пациенты» американских психологов Джудит Рабкин, Роберта Ремиена и Кристофера Уилсона, в которой говорится о проблемах близких людей с ВИЧ.*

Отношения, какими бы полноценными они не были, часто осложняются по разным причинам. Болезнь у друга или любимого человека может сделать осложнения трудно разрешимыми. Близкие людей с ВИЧ должны осознавать обоюдоострый эффект сочувствия, реальность своих проблем с дискомфортом и «незнанием, как себя вести», необходимость признать ограниченность своих возможностей и вероятность эмоционального отчуждения ВИЧ-положительного близкого. Больше всего им нужно быть готовыми к очень сильным эмоциональным переживаниям – как своим собственным, так и близкого – которые пробудит ВИЧ-инфекция. Эти переживания могут оказаться виной, страхом или злостью. Управлять чувствами, которые часто меняются, противоречат друг другу, очень сложно, поэтому это становится задачей, причем очень трудной. Тем не менее, решение этой задачи может обогатить ваши отношения в будущем.

Человеческая дружба и отношения очень сложны по самой своей природе даже в лучших обстоятельствах. В контексте ВИЧ, не разрешенные когда-то проблемы, противоречия сразу выходят наружу, увеличиваются, а также встают новые проблемы, связанные с самим заболеванием. В этой публикации мы сосредоточимся на потенциальных трудностях и новых проблемах людей, затронутых эпидемией СПИДа.

Термин «семья» относится к тем людям, к которым мы обращаемся за помощью и поддержкой, и которые готовы добровольно предоставлять и то, и другое. Хотя обычно семьей называют только родителей, братьев и сестер, детей, в семью также могут входить другие родственники – бабушки и дедушки, двоюродные братья и сестры, тети и дяди, так как важна не степень родства, а характер отношений. Для многих людей с ВИЧ семья – это вообще не биологические родственники, а ближайшие друзья, люди из группы взаимопомощи и так далее. Широкое определение семьи очень полезно для человека, так как позволяет активно создавать свою собственную семью. С точки зрения ВИЧ, семья – это те люди, которые любят человека, и готовы поддерживать его в опыте жизни с ВИЧ.

Несколько проблем, описанных далее, были рассмотрены вместе с человеком по имени Ричард, который сам живет с ВИЧ, вместе со своими друзьями и семьей. Мы обратимся к его опыту для дальнейшего обсуждения.

Люди – социальные существа. Некоторые люди живут как одиночки, их связи с другими всегда поверхностны. Большинство все же так или иначе связаны с другими людьми. Если у человека обнаруживают ВИЧ, это непосредственно касается всех людей в его или ее жизни. Даже те, кто сознательно расстается со своими ВИЧ-положительными друзьями или родственниками оказывается «затронутым». Ричард так объясняет это явление: «Те, кто прилагают усилия, чтобы отвернуться от человека, все равно громко говорят своим молчанием…».

Говоря о дружбе и СПИДе, Ричард начинает с такого наблюдения. Вопреки стандартному стереотипу в СМИ о «больном СПИДом, страдающем в одиночестве», ВИЧ – это то, что случается не с одним человеком, а со всеми людьми, которые окружают его. Эта группа близких может состоять из традиционной семьи. Еще чаще – это очень разнообразная группа. Иногда это комбинация семьи и друзей, часто связанная с внутренними конфликтами и проблемами. Часто такая группа включает врачей, медицинских сестер, консультантов, участников группы взаимопомощи, соседей, и даже посторонних людей.

Потому что ВИЧ – это то, что происходит повсеместно. ВИЧ изменил этот мир, и пути назад уже нет. Катастрофа уже произошла. Даже те люди, которым достаточно повезло, чтобы избежать эпидемии физически, все равно «живут с ВИЧ» всю свою жизнь.

Задачи, стоящие перед друзьями и семьями, непросты, отчасти из-за того, что они требуют адаптации к новым ситуациям и ролям. В общем и целом их «описание служебных обязанностей» сводится к следующему: «находиться рядом и делать то, что в их силах…».

В самом начале. Когда люди впервые узнают о том, что друг или член семьи ВИЧ-положительный, их могут захватить две противоположные реакции: они могут начать избегать человека (по любой причине) или они могут начать постоянно навязывать свое присутствие. Хотя первую реакцию чаще ожидают, как ни удивительно, второй вариант встречается не реже.

Очень часто человек, боявшийся того, что ему придется бороться с отвержением семьи, обнаруживает, что его главная проблема – чрезмерное внимание и постоянные расспросы. Могут потребоваться долгая практика и взаимные уступки, прежде чем близкие перестанут переходить грань между естественным интересом и беспокойством и вмешательством в чужую жизнь. Самая распространенная ошибка, которую совершают близкие ВИЧ-положительных – это постоянное восприятие их как «пациентов».

Некоторые люди, по каким-то причинам, действительно расторгают дружбу после того, как узнают о ВИЧ-статусе. Хотя это очень болезненно, большинство ВИЧ-положительных со временем приходят к выводу, что это не были их настоящие друзья, ведь друзья – это те, на кого можно положиться в трудное время.

Сообщение новостей. Сложность раскрытия ВИЧ-статуса и техники этого уже обсуждались в этой книге. Сообщение обычно вызывает различную реакцию, чаще всего – шок и неверие, в зависимости от того, насколько удивлен слушатель. У некоторых, особенно у ничего не подозревавших родителей, это могут быть слезы, иногда сопровождающиеся виной и злостью. Раскрытие ВИЧ-статуса должно быть спланировано заранее и сопровождаться личным, но сдержанным рассказом, затем нужно будет начать предоставлять близким информацию. Если он или она сами расплачутся, то отчаяние будет всеобщим, и ситуация будет восприниматься как безнадежная. Необходимо предвидеть, какие страхи могут возникнуть у собеседника, и заранее подготовить на них ответы, что поможет обеим сторонам сохранить контроль и перспективу. Также нужно поощрять близких, чтобы они задавали вопросы.

В идеале, конечно, человек в ответ на сообщение новостей просто обнимет близкого и скажет: «Я люблю тебя, и я сделаю все возможное, чтобы помочь». Большинство родственников и друзей, тем не менее, слишком сильно поглощены шоком, и им нужно время, чтобы принять эту новость. Точно также ВИЧ-положительный человек испытывает шок и нуждается в определенном времени после сообщения диагноза. Также абсолютно естественно, когда близкие выражают скорбь, нуждаются в утешении. В реальности, вероятность такой реакции удерживает многих людей с ВИЧ от сообщения родителям, так как для них реакция родителей грозит стать дополнительным бременем, с которым они могут быть не готовы справиться.

Всем нужна поддержка. Всем нужна поддержка, когда с кем-то, кого они любят, случается что-то плохое. Друзья и члены семьи могут быть расстроены, злиться и отчаиваться, узнав о ВИЧ-инфекции близкого человека. Тем не менее, когда ВИЧ-положительный человек сообщает о диагнозе или серьезно заболевает, он или она не должны утешать других. Хотя для некоторых роль «утешителя» близких помогает справиться со стрессом, как правило, главными должны оставаться потребности самого человека. Один человек, которому пришлось несколько раз ложиться в больницу, в конце концов, заказал майку с надписью «Вообще-то, это моя проблема». Он носил ее, когда был в больнице, чтобы подчеркнуть для своих друзей, что они не должны обращаться к нему за утешением или чтобы отвлечься от переживаний. В любой ситуации, человек, который узнает эти новости, должен напоминать себе, что больше всех в поддержке нуждается сам ВИЧ-положительный человек.

«Быть рядом». Помимо выражения беспокойства и интереса в отношении здоровья человека с ВИЧ, важная задача близких – уверять человека в том, что их отношения не изменятся. Людям важно знать, что их дружбу ценят, что общение с ними важно, что у них до сих пор есть общие интересы и традиционные способы проводить вместе время. Даже если в прошлом были проблемы, друзья должны прикладывать дополнительные усилия, чтобы быть надежными и сохранять то, что всегда было важно в этих отношениях.

Конфиденциальность. Сохранение ВИЧ-статуса в тайне от других людей имеет колоссальное значение. Если человек оказался достаточно близким, чтобы его проинформировали о ВИЧ-статусе, – это выражение большого доверия, и нарушать такое доверие ни в коем случае нельзя. Наличие ВИЧ до сих пор связано с огромным количеством предрассудков. Друзья и родственники ни под каким видом не должны сплетничать о заболевании человека с общими друзьями, если этого не требуют чрезвычайные обстоятельства.

Продолжение нормальной жизни. Диагноз ВИЧ-инфекция не должен автоматически менять повседневную жизнь. Друзья и семья могут сохранить эту нормальность жизни, поддерживая свои личные ритуалы и традиции, проводя вместе время. Никаких изменений в образе жизни человека обычно не нужно, и сохранение обычной повседневной жизни само по себе является поддержкой.

Планирование будущего – это обязательная часть нормальной жизни. Важно поддерживать ВИЧ-положительных людей при составлении долгосрочных жизненных планов. Если люди с ВИЧ хотят получить высшее образование, получить дополнительное обучение или завести детей, то важно разделить с ними радость ожидания этого.

Ключевой способ, который позволяет друзьям и другим близким сохранить нормальность – это относиться к людям, как к людям, а не как к «больным». Один человек рассказывал о проблемах и дискомфорте, которые вызывали у него ВИЧ-отрицательные люди, которые постоянно напоминали ему своим поведением о том, что он болен. Например, дочь одного умершего друга с ВИЧ, постоянно хотела заходить к нему и приносить еду. Последний раз, когда она это предложила, он сказал: «К черту, давай просто пойдем в ресторан или я приготовлю ужин». На что она ответила: «Ты уверен, что сможешь это сделать физически?». На что он смог ответить только: «Не знаю, почему нет, ведь я делаю это каждый вечер».

Некоторые люди начинают навязывать свое общество, что вызывает у близкого дискомфорт. Когда к людям «приклеиваются» – это всегда вызывает негативную реакцию. Часто оказывается, что я постоянно уверяю людей: «Ну, подумаешь, у меня СПИД. Не беспокойтесь вы так об этом, я справлюсь». Чувствую я при этом: «Прекратите мне об этом напоминать. Я нормально себя сегодня чувствую, и не хочу думать о том, что это может измениться завтра».

Сочувствие: поддержка или опека? Выражение сочувствия словами или действиями, кажется правильным поведением, оно ожидается в нашем обществе от людей, которые узнают о чужой болезни, это считается вежливой реакцией на ситуацию. Проблема в том, что для самого человека такая реакция может ощущаться совсем иначе.

Вот как это объясняет Ричард: «Сочувствие – это обоюдоострый меч. Мне казалось, что я хотел его и не задумываясь считал это нейтральным и хорошим чувством. Но как только у меня обнаружили серьезную болезнь, и я получил огромную дозу сочувствия, я понял, что оно фактически обрекает меня на пассивную и жалкую роль. Вместо выражения печали и заботы, я начал мечтать о людях, которые могли бы сказать мне, чтобы я поднял задницу и перестал думать только о себе. Я больше не хотел, чтобы меня считали больным. Такое отношение лишь поддерживало летаргию и желание смерти, которое у меня было, как и у многих. Где были друзья, которые бы отказались взращивать во мне эти чувства?».

Ричард стал объектом «обоюдоострого» сочувствия. Его положительные стороны довольно очевидны, но как насчет отрицательных по-следствий? Чем на самом деле продиктованы чувства жалости, сочувствия и сопереживания? Очень часто сочувствие – просто защитный механизм для самого человека, его выражающего. Сочувствие используется, чтобы увеличить дистанцию между людьми («Ты – больной, а я – нет»), чтобы подчеркнуть более низкий статус человека («бедняжка»). Выражение сочувствия – это также способ ничего не делать для человека, но при этом чувствовать себя лучше. Людям, затронутым ВИЧ, потребуется определять правильный баланс между сочувствием и спокойным отношением, который каждый раз должен зависеть от реальной ситуации.

Злость. Ричард рассказал такую историю «Ну, у тебя СПИД, и что ты хочешь, чтобы я сделал по этому поводу», кричал мой лучший друг поздно вечером. Мы ужинали с другим парнем, у него был СПИД, но он справлялся и смеялся над своими проблемами, как будто его болезни – повод для шутки. Мой лучший друг смеялся вместе с ним над тем, что в реальности было крайне серьезной ситуацией. Их веселье вызывало у меня только подавленность и молчание. Когда они напились, я вышел из себя. После ухода парня, мой друг и я поссорились из-за его отношения – ведь он был ВИЧ-отрицательным. Но я также почувствовал странную благодарность, когда он наорал на меня, выразив всю свою ярость и беспомощность. «Ну вот, – подумал я, – пора бы уже сказать правду». Мне было проще принять его злость на меня за то, что я заболел, чем его отрицание этой злости, которую он маскировал за сочувствием. Скучное, вежливое сочувствие, которое он предлагал мне, казалось на редкость фальшивым, потому что я знал, что для него этот вопрос очень страшен и утомителен, и он в реальности ничего не хочет про это знать».

Те, кто проводят время с людьми с ВИЧ, знают, что они часто злятся. Друзья и родственники иногда случайно становятся объектами этого гнева, просто потому, что они оказываются под рукою, хотя эта злость направлена не столько на них, сколько на несправедливость всей ситуации. В исследованиях среди людей, долго живущих с ВИЧ, злость была даже более частой эмоцией, чем подавленность и тревога. Три четверти мужчин с ВИЧ регулярно злились. С другой стороны, эта злость часто поддерживает твердое желание выжить.

Злость может быть здоровой, если она мотивирует человека добиваться лучшего медицинского ухода или стать политическим активистом. Злость на врачей, правительство, потерю друзей встречается часто. Некоторые люди злятся на самих себя за то, что им тем или иным образом передался вирус. Однако если злость становится постоянной и направлена на друзей, семью, врачей или медицинскую систему в целом, она становится разрушительной для человека.

Что часто игнорируется и не замечается, так это злость, которую могут испытывать близкие человека с ВИЧ. Страх перед потерей ребенка, брата, родителя или партнера может быть разрушительным. Один человек рассказывал: «Мой брат злился на меня за то, что я ВИЧ-положительный, и не хотел говорить со мной об этом. Он думал что я, выпускник колледжа, должен был этого избежать». Если смотреть на вещи более прагматично, то ВИЧ может вызвать разочарование, раздражение, изменения планов. Никто, кто беспокоится о человеке с ВИЧ, не может полностью игнорировать негативные чувства, когда заболевание так или иначе нарушает ожидания. Признать и разобраться со своей злостью сложно, ведь обвинения в адрес человека с ВИЧ кажутся жалкими и несправедливыми. Поэтому часто люди с ВИЧ могут даже не подозревать об этом чувстве злости со стороны своих близких.

По наблюдениям Ричарда: «В конечном итоге мне на это указал ведущий моей группы поддержки. «Ты знаешь, твои друзья действительно злятся на тебя за это», – сказал он. Я никогда сознательно об этом не думал, но когда он это произнес, я понял, что это объясняет множество чувств и ответов, а также неловкость между мною и людьми, с которыми мне стало сложно общаться. Это вызывает странное чувство, что тебя любили, когда ты был здоров, но появилась проблема и на тебя злятся… и это вызывает ответную злость. Я думаю, что эта злость не имеет никакой логики, это просто автоматическое чувство: «Как ты допустил, чтобы с тобой это произошло? Как ты мог принести столько переживаний в нашу жизнь?». Я чувствовал такое же нелогичное чувство по отношению к другим людям с ВИЧ. Естественно, такое чувство не справедливо и иррационально, но в то же время оно очень сильно. Такой вид злости нужно рассмотреть и обдумать. Точно также человек с ВИЧ может испытывать злость по отношению к ВИЧ-отрицательным людям. Такая злость также иррациональна, и человеку также сложно самому в ней признаться».

Злость – неизбежная часть близких человеческих отношений. ВИЧ не освобождает людей от этой части совместной жизни. Если у человека есть веская причина, чтобы злиться, это чувство нужно адекватно и открыто выражать. Но что если друзья и семьи испытывают иррациональную злость только за то, что у человека ВИЧ? Как справиться с подобным чувством? Сейчас известно, что чем чаще человек выражает злость, тем больше он ее испытывает, так что «выражение чувств» здесь не поможет. С другой стороны, необходимо признать эту злость и осознать ее причины, иначе человек может начать избегать своего близкого.

Разговор с человеком, который испытывал то же самое, обычно приносит облегчение. Чувство юмора и хороший слушатель обычно помогают в такой ситуации. Иногда нам становится лучше, если мы можем просто кому-нибудь пожаловаться на нашего близкого. Также может помочь участие в группе поддержки для близких людей с ВИЧ. Такие группы для людей с ВИЧ все чаще появляются при общественных организациях, но для тех, кто находится рядом, таких групп до сих пор не хватает, и их потребности часто оказываются неохваченными. Общение в такой группе более формально, чем обычно, но бывает крайне эффективно для того, чтобы справится со своей новой ролью в жизни близкого.

Что делать в ситуациях, когда друзья и члены семьи становятся невольными объектами немотивированной злости? Если такая реакция случается редко, то с ней просто справиться, главное помнить, что это возможно. Если же это становится постоянным поведением, то нужно прямо обсудить проблему. Если этого не сделать, то цикл злости и вины настолько устоится, что его станет невозможно разорвать. Можно сказать прямо: «Я пытаюсь придумать, как мы можем провести время вместе, а тебя это расстраивает. Скажи мне, в чем проблема?». Или, «Я пытаюсь быть полезным, и получаю такое отношение. Так как же мне лучше тебе помочь?». Неважно, какую стратегию использовать, лучше попробовать, чем испытывать обиду или ответную злость. Также полезно помнить, что часто у людей с ВИЧ есть объективные причины для раздражительности, и ее не стоит воспринимать на свой счет.

Часто полезно предварительно звонить, чтобы подтвердить визит, даже запланированный ранее. Также полезно регулярно пересматривать свои цели. Вместо того, чтобы ожидать, что человек будет рад вас видеть, можно удовольствоваться тем, что он, например, нормально ест.

Вина. Это может показаться странным, но часто близкие чувствуют ту или иную степень вины перед человеком с ВИЧ. Часто им кажется, что они делают недостаточно или делали недостаточно в прошлом. Они могут испытывать вину за свои негативные чувства к человеку или нежелание его видеть. Если же им удается признать, что они вправе испытывать все «нормальные» чувства по поводу другого человека, это обычно облегчает чувство вины.


Несмотря на все сложности в отношениях, в которых участвует хотя бы один человек с ВИЧ, часто чувства в такой ситуации становятся необычно сильными и прекрасными, а отношения переходят на новый, более глубокий уровень

28-01-2008 08:05
На сайте с
28-01-2008

Пол
Мужской
Социальные последствия: СПИД и общественное мнение

Наказание или несчастье!

Среди общественности всеех стран, затронутых эпидемией СПИДа, наблюдается расстеряность и замешательство. Почти по всем вопросам, связанным с этой эпидемией, высказываются полярно противоположные взгляды, а если складывается единство мнений в достижении цели, то нет согласия вокруг средств ее достижения. В решении дилемм, порожденных СПИДом, огромные надежды возлагаются на науку.
По данным опроса, проведенного службой Гэллапа летом 1986 года, 42% опрошенных заявили, что, по ихх мнению, СПИД - это "наказание за падение моральных норм поведения". Однако почти почти столько же опрошенных (43%) сообщили, что у них нет такого впечатления. Люди, осуждающие гомосексуализм и наркоманию, считают, что СПИД - это заслуженная кара, которой подвергаются грешники, преступившие нормы человеческого общежития. Поэтому, мол, власти обязаны выявлять всех людей, больных заразой, и изолировать их от здоровой части населения.
Сторонники противной точки зрения считют, что СПИД - не наказание, а несчастье. Поэтому бесчеловечно карать наказанных, нельзя терроризировать все общество проверками на ВИЧ, неправомерно подвергать репрессиям и дискриминации больных СПИДом.
Это - нарушение прав человека.
Поскольку с наибольшей тяжестью СПИД обрушился на США (по числу случаев заболевания, по формированию и выявлению его ареалов и групп повышенного риска), в этой стране раньше, чем в других странах, проявились как начальные, так и достаточно развитые социальные последствия эпидемии.
СПИД, который к декабрю 1989 года унес свыше 66 тысяч жизней в США и, по прогнозам, унесет еще 154 тысяч человек к концу 1991 года, ставит перед медецинской общественностью массу дилемм. Как открыть глаза общественности на реальную опасность и в то же время не вызвать у нее иррациональный страх, не породить разгул репрессивных мер против зараженных? Как убедить гомосексуалистов, которые опасаются репрессий и дискриминации, явиться в диагностическую лабораторию для проверки крови? Как добраться до наркоманов, проституток, воров и бродяг, живущих вне закона, и убедить их изменить свой образ жизни? Как совместить соблюдение гражданских свобод больных СПИДом с необходимостью защитить их от здоровых? Спектр нерешенных вопросов и разногласий здесь чрезвычайно широк. Однако реакция общества на появление страшной болезни опережает попытки предпринять какие-либо разумные меры и заболевшие сразу оказываются, пожалуй, самой социально незащищенной группой населения.

28-01-2008 08:09
Цитировать
закрытьВаше сообщение