Гестационный сахарный диабет – надежный прогностический фактор развития в последующей жизни сахарного диабета II типа.
Гестационный сахарный диабет (ГСД) определяется как нарушение толерантности к глюкозе, впервые установленное во время беременности. В США данное состояние осложняет течение 135000 беременностей ежегодно и составляет в относительных значениях 3 – 5%.
Непосредственно после родоразрешения углеводный обмен возвращается к исходному до беременности состоянию, однако данные пациентки относятся к группе высокого риска по развитию в последующей жизни сахарного диабета II типа (СД II). Во всем мире наблюдается тенденция к увеличению частоты ГСД и СД II, что, в свою очередь, сочетается с огромными материальными затратами. В свою очередь, больные, страдающие диабетом относятся к группе риску по развитию заболеваний сердечно – сосудистой системы, почек и сетчатки глаза.
Традиционно, женщинам, у которых при беременности диагностирован ГСД, предлагается выполнить тест толерантности к глюкозе спустя 6 недель после родоразрешения. К сожалению, данной рекомендации придерживается только лишь незначительная часть родильниц. Это свидетельствует о том, что ни пациентки, ни медицинский персонал не придают должного значения ГСД как первому признаку, указывающему на вероятное развитие в последующей жизни СД II. В результате не проводится необходимых профилактических и лечебных мероприятий. Более того, не существует единого мнения относительно того, когда и каким образом должно осуществляться после родов профилактическое наблюдение за женщинами, у которых во время беременности был выявлен ГСД.
Взаимосвязь ГСД с развитием СД II побуждает к разработке обучающих программ, имеющих профилактическую направленность. В результате данных мероприятий можно избежать развития СД II, либо отсрочить его развитие во временном аспекте.
Британские ученые выполнили подробный систематизированный обзор и мета–анализ результатов опубликованных исследований с целью количественной оценки риска развития СД II после диагностированного во время беременности ГСД, а также для оценки факторов, оказывающих влияние на данную взаимосвязь.
Проведен поиск первичных источников в электронных базах данных без ограничений по языковому признаку в период с 1960 г. по 31 января 2009 г. с использованием ключевых слов и словосочетаний. В отобранных публикациях проведен также поиск по спискам использованных литературных источников.
Идентифицированы ретроспективные и проспективные исследования, опубликованные в период с 1 января 1960 г. по 31 января 2009 г., в которых у беременных, независимо от паритета и этнической принадлежности, были установлены критерии ГСД (основная группа), и выделены пациентки с нормальными уровнями гликемии во время гестационного процесса (контрольная группа).
В качестве основной конечной точки в данных публикациях оценивалось развитие СД II не ранее, чем спустя 6 недель после завершения беременности. В качестве критериев диагноза СД II использовались патологические результаты теста толерантности к глюкозе и/или уровень гликемии натощак. Значения оценивались в соответствии с международными либо локальными рекомендациями. Когортные исследования, в которых описывались также пациентки с установленным диагнозом сахарного диабета до беременности, не подлежали отбору.
Учитывались вероятные факторы неоднородности между отобранными исследованиями: количество описываемых наблюдений СД II (100, 100 – 500, 500); этническая принадлежность (белая раса, небелая раса, смешанная расовая популяция); средняя продолжительность динамического наблюдения после родов (5 лет, ≥5 лет); средний возраст матери во время описываемой беременности (30 лет, ≥30 лет); средний индекс массы тела во время беременности и при последующим наблюдении (25 кг/м2, 25 – 30 кг/м2, 30 кг/м2); тип исследования (проспективное, ретроспективное); различия в диагностических критериях ГСД и СД II.
Из первоначально отобранных 68 публикаций в последующем исключены 48 вследствие отсутствия групп контроля или сравнения. В оставшиеся 20 исследованиях вошли 675455 пациенток. Всего число случаев СД II в основной и контрольной группах 10859 наблюдений.
В 9 из отобранных исследований последующее наблюдение осуществлялось за всеми включенными пациентками. В 5 публикациях под динамическим наблюдением оставались от 44% до 96% пациенток. В 6 работах сведения о дальнейшем наблюдении не представлены.
Из 675455 женщин у 31 867 при предшествующей беременности был диагностирован ГСД. При наличии ГСД впоследствии СД II установлен в 3997 наблюдениях. В контрольной группе с нормальными уровнями гликемии при беременности развитие СД II в последующей жизни отмечено у 6862 из 643588 обследованных.
Таким образом, в результате проведенного анализа установлено, что ГСД представляет собой фактор риска по развитию в последующей жизни СД II (отношение рисков [ОР] – 7,43; 95% доверительный интервал [ДИ] – 4,79 – 11,51).
Между отобранными исследованиями отмечена незначительная неоднородность в подгруппах публикаций в зависимости от количества описанных случаев СД II. Неоднородность при проведении анализа частично была нивелирована при исключении исследований с большим количеством описанных наблюдений. При этом между исследованиями не отмечено значимой неоднородности в отношении критериев диагноза ГСД и СД II.
Наличие гестационного СД сопровождается более чем семикратным увеличением риска развития в последующей жизни СД II в сравнении с пациентками, имеющими нормальный уровень гликемии при беременности.
Обнаруженная между двумя данными состояниями взаимосвязь и имеющиеся сведения о наличии идентичных факторов риска свидетельствуют об универсальности причин и механизмов их развития.
По мнению исследователей, представленные результаты анализа послужат дополнительным стимулом для последующего обследования и наблюдения женщин, у которых во время беременности был установлен диагноз ГСД.
Исследователям не удалось провести взаимосвязь полученных результатов с семейным анамнезом сахарного диабета, а также с наличием ГСД при предшествующей беременности вследствие отсутствия данных сведений в первичных источниках. Кроме того, полностью либо частично были исключены из анализа публикации, в которых описывалось развитие у пациенток в последующей жизни сахарного диабета I типа.
Возможное ограничение исследования – наличие неточностей в первичных источниках. Кроме того, в наиболее ранних исследованиях не исключается недооценка риска развития СД II в последующей жизни.
По мнению авторов, развитие во время беременности ГСД может рассматриваться как положительный результат недорого естественного скринингового теста в отношении развития в последующей жизни СД II. При этом клиническая и экономическая эффективность профилактических мероприятий должна стать целью последующих исследований.
Pubmed :
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19465232?ordinalpos=1&itool=EntrezSystem2.PEntrez.Pubmed.Pubmed_ResultsPanel.Pubmed_RVLinkOut
13-06-2010 11:39
Россия, Санкт-Петербург
**Каждые 10 секунд в мире умирает 1 больной СД. Ежегодно умирают ок. 4 млн больных, это приблизительно столько же,сколько от вич-инфекции и вирусных гепатитов.
**Каждый год в мире производится 1млн ампутаций нижних конечностей,более 600000 больных сахарным диабетом полностью теряют зрение,у примерно 500000 больных СД полностью перестают работать почки,что требует дорогостоящего диализа и неизбежно ведет к пересадке почки
**В Российской Федерации на 1 января 2009 г. по обращаемости зарегистрированы 3,029 млн. больных СД.
**Между тем более точные данные контрольно-эпидемиологических исследований в РФ показывают истинную заболеваемость СД порядка 9-10 млн. чел.
** К моменту первого обращения пациента к врачу около 40 % больных в России уже имеют необратимые сосудистые осложнения,не поддающиеся лечению.
Для общего сведения :
Арвт, как как фактор, способствующий развитию метаболических нарушений и толерантности к глюкозе,сама является фактором риска СД, (см. предыдущие публикации в этой ветке )
13-06-2010 11:59