Кто такой «равный консультант по вопросам ВИЧ/СПИД »?
Мне часто задают этот вопрос и для того, чтобы избежать очередных расспросов и, раз и навсегда, прояснить ситуацию я решил написать эту статью.
Прежде всего - в данном словосочетании уже заложен ответ на этот вопрос! «Равный» – такой же, как и консультируемый, обладающий некими общими признаками с консультируемым. В случае с ВИЧ/СПИД этот признак – наличие и у консультанта и у консультируемого ВИЧ-инфекции.
Консультация с греческого переводится как «совет, данный специалистом». Как принцип, «равное консультирование», широко распространено в различных сферах. Термин можно применить даже к совещанию нескольких академиков, светил науки в различных направлениях, обратившихся друг к другу за советом, т.е. – научный консилиум. Принцип – «равный – равному».
В мире есть примеры «равного консультирования» школьниками, студентами, пенсионерами, жертвами насилия. Рожавшие женщины консультируют тех, кто только готовится стать матерью и т.д.
В нашем случае всё абсолютно также! Единственное, на что хочется обратить Ваше внимание, так это на второе слово - «консультант», в смысле «специалист». Специальность (от гр.species –род, вид) – вид занятий в рамках одной профессии.
ВИЧ/СПИД, как явление, настолько многогранен, что знать о нём всё или почти всё невозможно. Да от «равного консультанта по ВИЧ/СПИД» этого и не требуется. Ему необходимо уметь дать грамотную консультацию по особенностям жизни с ВИЧ другому ВИЧ+ или даже просто любому интересующемуся этим вопросом, а случае если его объёма знаний для удовлетворения потребностей клиента не достаточно, то – перенаправить клиента к специалисту в требуемой области. Желательно - точно указав при этом место и время приёма.
В зависимости от объема знаний «равного консультанта» планируется его работа, ставятся цели и задачи. В зависимости от того, какими именно знаниями, умениями и навыками консультант обладает, ему предлагаются или им выбираются самостоятельно решения поставленных задач для достижения определённых целей.
Просто, по признаку наличия у человека ВИЧ, стать «равным консультантом по вопросам ВИЧ/СПИД» невозможно. Как пример: то, что у человека есть уши, ещё не гарантирует ему работу настройщика музыкальных инструментов.
Цитируя ведущих специалистов РФ, хочется прояснить сам смысл, а для чего нужно консультировать при ВИЧ-инфекции: « …для того, чтобы поддержать человека, помочь осознать личную ответственность за изменение образа жизни относительно этого заболевания.» Беляева В.В. д.м.н. Р.Ф.НМЦ ПБС.
Всё, что относится к медицинской составляющей вопроса, представляется понятным, в то время как существует ещё и не медицинский вид оказания помощи ВИЧ+ и «равный консультант» - как раз этим и занимается. И это не менее важная составляющая всего комплекса мер по борьбе и профилактике ВИЧ/СПИД, чем лечение. Существуют и другие специалисты, занимающиеся немедицинским сервисом в области ВИЧ /СПИД – психологи, психотерапевты, социальные работники и т.д. мы все вместе делаем общее дело. Каждый действует в своей области задач, и мы дополняем, друг друга, при необходимости, сотрудничаем.
За все время эпидемии ВИЧ/СПИД в Иркутске, в разных организация, работало около 30 равных консультантов, и их труд влился в комплекс проводимых мероприятий, стал неотъемлемой его составляющей. Нас ценят и с нами советуются по многим вопросам. А мы постоянно учимся, совершенствуем знания, умения и навыки. Изменяясь, сами - изменяем окружающее. То, что по силам.
Основные требования, которые предъявляются к «равным консультантам по ВИЧ/СПИД»:
Базовые знания:
- знание расшифровки аббревиатур, знание основных терминов, строения организма человека, контактность, коммуникабельность.
- жизненный цикл ВИЧ, ферменты и их функции, иммунный ответ организма, механизм работы АРВ (Анти Ретро Вирусная терапия), побочные эффекты, совместимость с другими лекарствами и т.д.
- навыки консультирования: вербальные и невербальные способы общения, НЛП, модель изменения поведения, и т.д.
Основы методик консультирования:
- установления психологического контакта.
- техники убеждения (выбора, косвенные, проекции и т.д.).
- метод интервью (персонализация, техника постановки вопросов и т.д.).
- этапы получения информации и её оценки (уровень знаний клиента по теме и т.д.).
- этапы предоставления информации (контроль доступности и понятности).
- обсуждения (оценка рисков).
Разделы специализаций:
- общее консультирование.
- особенности консультирование ПИН (потребители инъекционных наркотиков).
- особенности консультирования на разных стадиях ВИЧ-инфекции.
- оппортунистические заболевания и их признаки (кожные, туберкулёз, пневмонии, гепатиты, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.д.).
Возможные варианты лечения и побочные эффекты. Возможные варианты устранения побочных эффектов от АРВ или лекарств применяемых при лечении оппортунистов. Аллергии.
Помимо всего прочего необходимо представлять себе ту среду, где клиент проводит большую часть своей жизни, жаргон или арго, представлять себе возможную ментальность клиента и той субкультуры, в которой он привык находиться и строить консультацию изначально дистанционно.
Под дистанционностью подразумевается недопустимость «панибратских» отношений с клиентом, но создание эффекта понимания и соучастия.
Вот и всё, пожалуй. Основные моменты мне удалось предельно просто конкретизировать. Это не сложно. С годами приходят навыки, и многие действия производятся автоматически. Кроме того - у нас есть свой опыт жизни с ВИЧ.
А самое главное, как ни странно, то, что консультант должен уметь слушать! И не только слушать, но и «слышать»! А без этого качественной работы не бывает!
Надеюсь, что ответил на поставленный вопрос и, что мой ответ Вам понятен. Если что-то не понятно - я готов объяснить подробнее. Спрашивайте!
Меня зовут Александр и со мной можно связаться через Иркутский СПИД-центр, находящийся по адресу: ул. Маршала Конева 90 ИОЦ СПИД (ИОИБ)
или через Красный Крест: ул. Карла Маркса 39. 3 этаж.
Телефон ИОЦ СПИД: 307-197
Телефон горячей линии Красного Креста: 200-602.
20-05-2010 15:27
Россия, Свердловская обл.
20-05-2010 11:20